Картотека упражнений для профилактики плоскостопия

Мой детский сад

Информационный портал для родителей и воспитателей

Упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

В каждом дошкольном учреждении проводятся занятия по физической подготовке детей: развитие в них выносливости, силы, скорости, реакции. В столь юном возрасте ребенок еще только растет и крепнет, а потому ему очень важно иметь полноценный опорно-двигательный аппарат, за счет которого происходят абсолютно все движения. Большим благородным делом для педагога является профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения по ней проводятся или группами, или индивидуально с малышами, имеющими серьезные проблемы.

Плоскостопие у детей в теории

Термин «плоскостопие» уже содержит в себе визуальную интерпретацию данного понятия. Человек, у которого наблюдается плоскостопие, имеет нарушения функций стопы, при котором опускается свод: или продольный, или поперечный. Отсюда и различаются виды этого недуга, которые могут возникать отдельно или в комплексе. Кроме того, типы плоскостопия врачи различают по причине возникновения – от врожденного (диагностируется не раньше 5 лет) до статического.

Причинами плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть следующие:

  • Наследственность. В этом случае профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой направлены на недопущение его возникновения, может оказаться недостаточной.
  • Лишний вес. Особенно актуален при продольном плоскостопии: чем больше у ребенка вес, тем выше нагрузка на стопу, и тем явнее проблема.
  • Полученные травмы. Например, перелом лодыжки или кости пятки.
  • Паралич подошвенных мышц. Чаще диагностируется как последствие полиомиелита.
  • Рахит.
  • Слабые мышцы стоп. Такая причина актуальна тогда, когда ребенок получает недостаточно нагрузки на ноги, ведет не активный образ жизни. Излишние нагрузки без отдыха тоже могут спровоцировать плоскостопие.
  • Ношение неудобной обуви.
  • Слишком рано сделанные первые шаги ребенка.

Помимо проведения упражнений для профилактики плоскостопия, в случае начинающейся проблемы у ребенка дошкольного возраста, необходимо дать ряд рекомендаций родителям. В первую очередь, это визит к специальному врачу. Второе – ношение не просто удобной обуви, а ортопедической обуви: от сандалий до зимних ботинок. В наше время во многих магазинах продаются отдельно ортопедические стельки, которыми можно снабдить любую понравившуюся пару обуви.

Важная рекомендация – естественный массаж ног. Массаж сам по себе очень полезен для ребенка, но в случае с нарушением функции стоп он крайне необходим. Можно ходить босиком по камешкам, песку, траве, палкам.

Еще один важный момент касается упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения выделяются традиционные и те, что носят игровой характер. Порекомендуйте родителям уделять занятиям время дома.

При желании можно купить или соорудить своими руками массажный коврик.

Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия

Такие упражнения для профилактики подходят не только детям, но и взрослым. Многие из них максимально просты и могут быть интересны ребятам дошкольного возраста.

В положении лежа на спине:

  • Дошколята сгибают и разгибают стопы с максимально возможной амплитудой, задерживая их на несколько секунд в крайнем положении.
  • Дети «крутят» в воздухе педали велосипеда, делая особый упор на правильность выполнения движения стопами.
  • Пальчики на ногах сжимаются и разжимаются, образуя веер.
  • Стопами прямых ног обхватывается мячик и перекладывается за голову. Затем возвращается обратно.

В положении сидя на стуле:

  • С прямых стоп переходить на носочки и обратно.
  • Собирать разбросанные предметы разной величины пальцами ног.

В положении стоя:

  • Дети ходят друг за другом то на пятках, то на носочках, то на внутренней стороне стопы, то на внешней.
  • Ходьба на носках, но не стоя, а в полуприседе.
  • Ходьба по гимнастической палке. Для крох дошкольного возраста в младшей группе можно использовать обручи: стопы кладутся поперек или каждая нога по очереди катает этот обруч.

Занятия обычно проходят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, небольшие надувные мячи, канаты, обручи, простынки, полусферы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

Игровые упражнения ради профилактики плоскостопия могут проводиться или утром во время гимнастики, или в свободное время с воспитателем, или на обычной физкультуре, или во время пробуждающей гимнастики после сна, или во время лечебной физкультуры. В результате укрепляются мышцы свода стоп, повышается их тонус.

ИграОписание
«Покажи мячик»Используются крышки пластиковых бутылок и лист картона, на котором изображены мячики. Задача ребенка: брать пальчиками ног эти крышки и класть на нарисованные мячики. Ноги чередуются.
«Растем вместе»Дети поднимаются на носки, считают до 3-х и опускаются.
«Своя фигура»Берутся крышки от пластиковых бутылок и разные геометрические фигуры из любого материала. Фигуры лежат на полу. Задача детей: брать пальчиками левой и правой ноги крышки и выкладывать фигуры перед собой, как бы «закрашивая» их. Потом можно фигурками поменяться.
«Строим башню»Берутся кубики такого размера, чтобы дети могли их удержать пальцами ног. Ребята берут по одному кубику и стараются аккуратно их складывать друг на друга, выстраивая башню.
«Собираем урожай»На полу разбрасываются пластиковые и мягкие игрушки в форме разных плодов: горох, лук, грибочки, орешки, семечки и прочее. У каждого воспитанника – свое лукошко (это могут быть обычные коробки). Далее ребятам дается команда начинать собирать урожай. Когда на полу не останется ничего, можно подсчитывать результаты и выявлять победителя (если группа уже старшая).
«Рисуем ногами»Каждому ребенку раздается по листочку и по фломастеру. Фломастеры зажимаются между большим и указательным пальчиками, начинается творчество. Можно рисовать геометрические фигуры, бантики, солнышки, цветочки. В этом упражнении будет проходить не только профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой скорее направлены на мышцы стоп, но и творческое развитие.
«Рисунки из карандашей»Детям предлагается поднимать стопами карандаши и выкладывать из них какие-то заданные рисунки или фигуры.
«Эстафета»Ребята делятся на 2 команды. Выбирается два одинаковых предмета, которые будут передаваться ногами от одного дошколенка к другому. Какая команда успеет первой передать предмет (мячик, палочка, кубик или что-то другое) от первого участника к последнему, та и победила.

Если регулярно выполнять упражнения и играть с детьми в полезные для развития мышц стоп игры, то необходимость в будущем прибегать к консультациям с врачами по поводу плоскостопия, в больше степени отпадет. Другую большую подборку игр и упражнений вы можете скачать тут.

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия
картотека на тему

В материале представлена Картотека упражнений для профилактики плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_ploskostopiya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия

Упражнения в ходьбе

  • Ходьба на носках не сгибая ног, руки на пояс, туловище прямо. Темп средний.
  • Ходьба на наружных краях стоп, руки на пояс, туловище прямо. Темп средний.
  • Ходьба на носкахпо наклонной плоскости (например, по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25—30 см) вверх и вниз. Темп медленный.
  • Сидя на гимнастической скамейке, захватывание, поднимание и перекладывание пальцами ног предметов, лежащих на полу.
  • Ходьба с выраженным перекатом с пятки на пальцы; на носках; на наружной и внутренней сторонах стопы вперед и назад; на пятках с приподнятыми пальцами вперед и назад; сгибая пальцы и стопу, двигаться вперед или назад.
  • Зажать между ногами мяч, медленная ходьба, удерживая мяч.
  • Сидя на полу, поднимать ногами мяч.
  • Вращать на полу мяч левой и правой ногой поочередно.
  • Подскоки на одной ноге. Пальцами другой ноги зажать платок.
  • Поднимание на носках.
  • Поочередное приподнимание пальцев и пяток одновременно обеими ногами или поочередно каждой.
  • Поочередная опора на пятки или пальцы обеими ногами.
  • Перемещение тяжести тела по кругу: пальцы — наружная сторона стопы — пятки — внутренняя сторона стопы.
  • Поочередное поднимание и опускание ног.
  • Вращение стоп в одном и противоположных направлениях 20 с;
  • Движения стоп наружу и внутрь.
  • Отведение пяток наружу и обратно, колени сомкнуты.
  • Приподнять носки, медленно сгибать и разгибать пальцы ног поочередно на каждой ноге или одновременно на обеих.
  • Приподнять и выпрямить ноги, согнуть пальцы. Отведение пяток наружу.
  • Хватание пальцами мелких предметов.
  • Разрывание газеты с помощью пальцев ног.
  • Подбирание лежащего на полу платка под подошву с помощью пальцев.
  • Пальцами и передней частью подошвы одной ноги скользить снизу вверх по передневнутренней поверхности голени другой ноги. То же другой ногой.
  • Катать мяч стопой круговыми движениями.
  • Захватывать пальцами ног рассыпанные по полу пуговицы.
  • Наступить обеими ногами на скакалку, катать ее вперед и назад.

Упражнения лежа на спине

  • Поднять прямые ноги вверх. Поочередное или одновременное сгибание и разгибание стоп.
  • Поднять прямые ноги вверх. Поочередное или одновременное вращение стоп в голеностопном суставе.

Эстафета «Загрузи машину»
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Э стафета «Построим лесенку»
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация «Перейди вброд»
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

«Нарисуй картину»
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

«Сложи узор»
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

«Рисуем кистью»
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).

«Найди клад»
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной.
Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

«Стирка»
Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку отжимают) и вешают платочек сушиться.

Исходное положение (И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.

(Для малышей это упражнение можно назвать «Построим домик для мышки»). И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п.

И.п. сидя, стопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать! Выполняется в медленном темпе.

И.п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе.

И.п. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают – на левой расслаблены, и наоборот.

И.п. лёжа на животе, руки разведены в стороны. Ноги выпрямлены и разведены на ширину плеч. Сгибаем ноги в коленях и соединяем стопы подошвами друг к другу. Затем возвращаемся в и.п.

И.п. сидя. Пальчиками ног «рисуем» на ковре или на полу круги – большой, средний, поменьше, и самый маленький.

И.п. сидя (на маленьком стульчике, или на ковре). Зажимаем пальчиками ног карандаш и пробуем рисовать простые фигуры: треугольник, круг и квадрат. Выполняется поочерёдно правой/левой ногами.

И.п. сидя. Имитация подгребания песка пальчиками ног, и отгребания (можно использовать безопасные мелкие предметы, фасоль, горох).

(потребуется участие мамы или папы).
Ребёнок сидит на полу, ноги широко расставлены – это «ворота». Задача – не дать попасть мячу в ворота! Кто-то из родителей медленно(!) подкатывает лёгкий гимнастический мяч к «воротам». Ребёнок «отбивает» мяч стопами, без помощи рук. Попросите ребёнка работать поочерёдно правой/левой стопой.

1. Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
2. Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног захватить какой-нибудь предмет (кусочек ткани, носовой платок, спичечный коробок и т. д.) и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернутся пальцами внутрь.
3. Положить на пол деревянный брусок (толщиной со среднюю книгу). Встать на края бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы — в пол. Медленно подниматься на носки и также медленно опускаться в исходное положение (и. п.).
4. Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик (для настольного тенниса или меньше).
5. Походить ! — 2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.
6. Сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни.
7. Стоя, попробуйте развести пальцы ног как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть ими гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.
8. Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6 — 8 раз).
9. Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30 — 60 с).
10. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и. п. (10 — 15 раз).
11. Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и. п. (10 раз).
12. Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и. п. (6 — 8 раз).
13. Стоя, правая (левая) нога впереди носка левой (правой) (след в след) . Подняться на носки (8 — 10 раз).
14. Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8 — 10 раз).
15. Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и. п. (8— 10 раз).
16. Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8 — 10 раз).
17. Стоя, стопы повернуты внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и. п. (6— 8 раз).
18 . Упор стоя на четвереньках. Передвигаться небольшими шагами вперед (34 — 40 с). То же прыжками «зайчиком».
19. Ходьба в полуприседе (30— 40 с).
20. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10 — 12 раз каждой ногой.
21. Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4 — 6 раз.
22. Стоя. поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
23. Стоя (под каждой стопой теннисный мяч), подкатывать мяч пальцами ног к пятке, не поднимая ее.
24. Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе), носки внутрь.
25. Ходьба «гусиным» шагом.
26. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходить (30 — 40 с).
27. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и. п.
28. Лежа на спине, поочередно оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь.
29. И. п. — то же, но оттягивать носки одновременно.
30. Лежа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
31. То же, но другой ногой.
32. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочередно отрывать пятки от пола.
33. То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
34. Лежа на правом боку, ноги вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе, оттягивать носок (подошвенное сгибание в голеностопном суставе), усиливать сгибание с помощью руки.
35. То же, но в положении на левом боку.
36. Лежа на животе, руки на полу, носки повернуты внутрь. Поднимать голову и туловище (как при упражнениях для мышц спины) с поворотом стоп внутрь.
37. Лежа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повернуты внутрь. Перейти в упор лежа с опорой на передний отдел стопы и кисти
рук.
38. Сидя на полу, ноги скрестно, кисти упираются в пол на уровне стопы. Попытайтесь встать с опорой на тыльную поверхность стоп и наклоном туловища вперед.
39. Сидя на полу (без тапочек), колени подтянуты. Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить ее влево, затем вправо.
40. Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширину ладони. Носки и пальцы ног взять «на себя» и повернуть кнаружи.

Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Виды плоскостопия:

Различают продольное и поперечное плоскостопие.
Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.
Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.
Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

Причины плоскостопия:

1. Раннее вставание и ходьба;
2. Избыточный вес;
3. Генетическая предрасположенность;
4. Травмы стопы;
5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
6. Плохо подобранная обувь;
7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Профилактика плоскостопия:

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

— соблюдать профилактику плоскостопия;
— проводить закаливание детей;
— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;
— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Автор: Жарикова Наталья Михайловна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад №54 «Радуга», г. Воркута, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста

Наталья Подгорная
Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Спрячь мышку»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением нескольких мышей.

Выполнение: сомкнутыми ногами ребенку необходимо захватить и удерживать предмет (крышку, перемещая его на лист картона с изображением мышек. Закрыть крышкой мышку.

Игровое упражнение «Собери бусы»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением бус, состоящих из кругов разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или (стоя) пальцами правой и левой ноги ребенку необходимо поочередно выкладывать на карточку крышки разного размера и цвета, составляя бусы.

Игровое упражнение «Укрась цветок»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением цветка, состоящего из кругов разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или (стоя) пальцами правой и левой ноги ребенку необходимо поочередно выкладывать на карточку крышки разного размера и цвета, составляя цветок.

Игровое упражнение «Наряди елочку»

Оборудование: мелкие шишки или игрушки из «киндер – сюрприза», лист картона с изображением елки и отверстиями.

Выполнение: сидя или (стоя) пальцами правой и левой ноги ребенку необходимо брать и удерживать шишки или мелкие игрушки пальцами стопы поочередно выкладывая на карточку.

Игровое упражнение «Мы строители»

Оборудование: кубики

Выполнение: сомкнутыми ногами ребенку необходимо удерживать кубик (деталь пирамидки, деталь конструктора) и перемещать его один на другой выстраивая башенку.

Игровое упражнение «Строим из палочек и карандашей»

Оборудование: короткие гимнастические палки или карандаши.

Выполнение: из коротких гимнастических палок и карандашей дети на ковре с помощью ног выкладывают различные фигуры.

Игровое упражнение «Зарисовки»

Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры.

Выполнение: на листе белой бумаги дети фломастерами с помощью ног рисуют произвольные зарисовки, либо зарисовки по заданию педагога.

Игровое упражнение «Варим макароны»

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают «поролоновые палочки» – макароны из обруча в заданное место, удерживая «макароны» пальцами стопы.

Игровое упражнение «Уберем игрушки»

Оборудование: детские ведерки, игрушки из «киндер – сюрпризов»

Выполнение: дети по команде педагога собирают мелкие игрушки, разбросанные по ковру в определенное место

Игровое упражнение «Письмо другу»

Оборудование: «конверт» – картон небольшого размера.

Выполнение: дети по цепочке передают «конверт» с помощью ног друг другу, стараясь не уронить его.

Игровое упражнение «Бег в сапожках»

Оборудование: салфетки.

Выполнение: по сигналу педагога дети становятся на салфетки, сминают их «надевают сапожки» и бегут с салфетками на ногах наперегонки до ориентира.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой»

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Выполнение: дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Игровое упражнение – эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Выполнение: дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Игровое упражнение “Поймай рыбку”

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (рыбки, камешки.

Выполнение: в таз с водой опускаются камешки и рыбки, дети двумя ногами “ловят рыб” и пальцами ног достают со дна “жемчужины” (камешки).

Игровое упражнение “Стирка”

Оборудование: платочки (салфетки).

Выполнение: на полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Сборник игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..

Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста «Основы первоначальной грамоты» Дидактическая игра «Угадай звук» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Детям раздают картинки на магнитах. Педагог.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ТНР Части суток. Игра «Что ты сейчас делаешь?» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Педагог называет.

Картотека игр, заданий и упражнений в книжном уголке для старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 35» городского округа ЗАТО город Фокино.

Картотека словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста Картотека словесных игр и упражнений для старшей группы Воспитатель: Олейник Мария Александровна Словесные игры и упражнения «Летает – не.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста кружка «Здоровый ребенок» 1. «Качели» (и. п – о. с, руки на пояс. Поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки) Раскачались все качели, Выше сосен, выше елей. В.

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия

В настоящее время возникла большая необходимость внедрения здоровьезеберегающих технологий в дошкольное образование. В связи с тем, что более 80% первоклассников имеют хронические заболевания костно-мышечного аппарата, зрения и нервной системы. Сегодня хотим обратить ваше внимание на профилактику плоскостопия у детей в дошкольном возрасте. Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отек стопы, исчезающий за ночь. Плоскостопие опасно тем, что, если от него не избавиться, то начинает развиваться артроз и возможно появление сколиоза.

Предлагаем Вам картотеку несложных упражнений, которые можно провести с детьми в условиях группы детского сада.

Ребенок катает вперед-назад мяч , скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

Ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежи какой-нибудь груз, например кубик деревянный . Выполняется сначала одной, потом другой ногой.

Ребенок, сидя на полу с выгнутыми ногам и(колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание выполняется 3-4 раза. Сначала одной, затем другой ногой.

Колени согнуты, собрать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает их из одной кучки в другую.

Сидя на полу, колени согнуты, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.Сначала одной, затем другой ногой.

Сидя на полу с согнутыми коленями, сгибая пальцы ног, подтягиваем пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движения повторяются (имитируя движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжаются до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно.

Сидя на полу, с согнутыми коленями, и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно стараемся выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

Сидя на полу с согнутыми коленями, ставим подошвы ног на пол (на расстоянии 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

Сидя на полу с прямыми ногами, описываем ногами круги в разном направлении.

Сидя на полу, разводим и сводим выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола, колени прямые.

Сидя на полу с согнутыми коленями, стучим по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

«Хождение на пятках»

Хождение на пятках, не касаясь носками и подошвой.

2014-12-15 16:03:46 – Любовь Андреевна Зачетнова
Спасибо большое,Дарья Дмитриевна,поделюсь с друзьями полезной информацией.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия дошкольников.

Плоскостопие — одно из самых рас­пространенных заболеваний опорно-дви­гательного аппарата у детей. Это дефор­мация стопы с уплощением ее свода. Порой родители не осознают серьезно­сти этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и на первый взгляд не оказывает значительного нега­тивного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропа­дает амортизация, и при ходьбе вся «отда­ча» (встряска) достается голени и тазобед­ренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обяза­тельно нужно предупреждать и лечить.

Содержимое разработки

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а родители нередко проявляют достаточно легкомысленное отношение к этому заболеванию. Однако при кажущейся «безобидности» плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Стопа—это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза.

Активное формирование функции опор­но-двигательного аппарата ребенка проис­ходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профи­лактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и сто­пы, воспитывать навык правильной ходь­бы (не разводя носков), следует познако­мить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить иг­ры и упражнения для профилактики плос­костопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консуль­тации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение прове­дения работы по профилактике плоскосто­пия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

Плоскостопие — заболевание, выражаю­щееся в деформации (расплющивании, опуска­нии) свода стопы. Возникает тогда, когда нагруз­ка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растя­гиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, за­стежка на голеностопе, наличие супинато­ра, гибкая подошва).

Запрещать ходить без обуви по пло­ским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.

Запрещать спрыгивать с высоты бо­лее 20 см.

Учить прыгать мягко на носках, рабо­тая стопой.

Планомерно укреплять мышечно-свя­зочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

Развивать мышечно-связочный ап­парат голени и стопы.

Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

Утренняя гигиеническая гимнастика.

Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

Свободная двигательная деятель­ность.

Ребристые дорожки со следами (ши­рина 30 см, длина 180 см).

Балансировочные подушки-полусферы с массажными элементами (диаметр 20 см).

Массажные пазлы (30 х 20 см).

Простынки (40 х 20 см) и платочки (размер любого носового платка).

Набивные мячи (вес 500 г).

Массажные мячи (разных диамет­ров).

Мелкие предметы для сбора стопами (цветные пробки, желуди, мелкие детали конструктора).

Мячи надувные (диаметр 20 см).

Канаты и шнуры (ширина 1-3 см, раз­ной длины).

Коробки или емкости.

Обручи (диаметр 70-100 см).

Упражнения для профилактики плоскостопия

(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)

И.п. — сед на ковре или стуле, под пра­вой стопой массажный мяч любого диамет­ра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч сто­пой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавли­вать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сза­ди в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По оче­реди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сза­ди, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить пла­ток правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно пере­нести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, гла­за закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять но­ги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались. Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, вы­прямить, отдохнуть.)

И.п. — сед на стуле или кровати, упор ру­ками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

И.п. — то же, на полу перед ногами рас­стелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить про­стынку, удерживая край.)

Игры для профилактики плоскостопия

Вдоль стен зала (группы) на полу раз­ложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытяну­тые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, пере­катом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

Дети садятся на ковер, упираются рука­ми сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то впра­во, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)

Игра «Подъемный кран».

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую), удерживая равновесие.

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы

Игра «Космическая карусель». По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все вста­ют на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равно­весие.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в нос­ках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!»— Сделаю топ-топ!

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.) Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

Полусферы раскладывают по всей пло­щади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речи­татива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на дру­гую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходца­ми в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

Дети кружатся на носочках, стоя на сег­менте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

Дети идут по дорожке, не разводя нос­ков (можно выложенной шнурами, по сле­дам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

И трясину перейду.

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоя­нии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставны­ми шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противополож­ную сторону, занимая другие карусели. Ко­манда, первая, взявшаяся за руки и встав­шая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

По группе раскладывают мелкие пред­меты (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собира­ют их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

Детям предлагают отправиться в зоо­парк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

«Козлята» (молдавская народная игра).

Посередине группы двумя шнурами обо­значают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом коз­лят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на по­лянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются, снова перепрыгивая ров.

Дети парами садятся друг напротив дру­га, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя но­гами или одной (то правой, то левой).

Укрепление у детей мышечно-связочного аппарата голени и стопы.

Увеличение внимания родителей к профилактике плоскостопия как способа профилактики нарушений осанки и других заболеваний.

Включение игр и упражнений для про­филактики плоскостопия в план оздорови­тельной работы.

Понимание ответственности педаго­гов за проведение работы по профилакти­ке плоскостопия.

Читайте также:  Польза хозяйственного мыла в гинекологии
Ссылка на основную публикацию