Сунь У-Кун — китайский талисман

Сунь Укун

Сунь У-кун (кит. 孫悟空 ) — китайский литературный персонаж, известный по роману «Путешествие на Запад» У Чэнъ-эня, написанного в 1570 г.

До «Путешествия на Запад» уже существовало несколько вариантов истории похода в Индию Сюаньцзана и его учеников, но шедевром китайской литературы считается именно роман «Путешествие на Запад». Некоторые ученые считают, что образ Сунь У-куна основан на индийском боге-обезьяне Ханумане. В некоторых странах, например Индонезии, их действительно трудно различить — Хануман и Сунь У-кун считаются одним и тем же существом.

Имена

От своего первого учителя-даоса Царь Обезьян получил имя Укун («понимающий пустоту») и фамилию Сунь (такую же фамилию получили и все живущие на Горе Плодов и Цветов обезьяны).
Второй учитель Укуна так же дал ему монашье имя, Синчже, «путешественник» (Xingzhe, (кит. 行者 ). Так часто звали странствующих монахов.

Сунь У-кун также известен как:

  • Каменная обезьяна, Shi Hou, — так как родился из камня.
  • Прекрасный Царь Обезьян, Měihóu Wáng (кит. 美猴王 ) — титул, который придумали его подданные.
  • Бимавэнь (или просто конюх) Bimawen (кит. 弼馬溫 ) – работал им на Небе. В основном употребляется в качестве оскорбления.
  • Великий Мудрец Равный Небу, Qitiān Dasheng (кит. 齊天大聖 ) — титул, придуманный самим Царём Обезьян. После непродолжительных разборок с оскорблённым Небесным Императором, титул был закреплён за Укуном официально. Сокращается до Великий Мудрец (великий му. кто? прим.Драконихи).

Царь Обезьян так же известен как Gou De Tien (кит. 猴齊天 ) на Тайване и как Ma Lau Jing (кит. 馬騮精 ) в Гонконге.

Краткая биография

Сунь У-кун родился из камня. По народной версии, произошло это из-за того, что на камень присела Гуаньинь (или Будда).

Сунь У-кун стал Царём Обезьян, так как не побоялся прыгнуть сквозь водопад в Пещеру водного занавеса на Горе Цветов и Плодов. Там он с тех пор и жил простой и пасторальной жизнью китайского оборотня — пируя с обезьянами и друзьями-оборотнями и поедая случайных путников.

Сунь У-кун получил волшебное оружие, посох Цзиньгубан, у Морского Дракона. Этим посохом в своё время Юй усмирял воды. Дракон предложил ему это оружие, так как не думал, что Укун сможет его поднять.

По желанию Укуна посох может уменьшаться до размеров иглы (так что его можно носить в ухе) и увеличиваться (доставая до неба).

Укун хотел достичь бессмертия, для чего пошёл в ученики к даосу. Там он научился 72 превращениям, полётам на облаке, созданию двойников и прочим полезным магическим приемам.

Но, как оказалось, для достижения бессмертия этого было недостаточно. Однажды Сунь У-кун (чуть не) умер от алкогольного отравления, и за ним явились слуги Янь-ло (китайский вариант имени повелителя подземного мира мёртвых, бога Ямы), но Сунь У-кун вычеркнул свое имя из книги мёртвых, а также вырвал страницы с именами почти всех обезьян. Поэтому многие обезьяны на Горе Плодов и Цветов бессмертны.

Сунь У-куна дважды приглашали работать на Небо: первый раз конюхом (Укун в гневе покинул конюшни, когда узнал, что это не высокая должность), а второй раз Великим Мудрецом, Равным Небу (после того, как небесному войску не удалось победить Царя Обезьян, Небесный Император решил, что лучше признать этот титул официальным и пригласить Царя Обезьян во второй раз, смотреть за персиковым садом).

Сунь У-куна пытались изжарить в котле для плавки пилюль бессмертия Лао Цзы. Укун не расплавился, но с тех пор у него красные горящие глаза.

В конце концов Царь Обезьян был заточён под горой Пяти Пальцев Буддой, за то, что устроил на Небе небольшой переполох. Укун съел персики бессмертия в саду, который охранял, выпил и съел угощения, приготовленные для пира Ван Му (он обиделся, что его туда не пригласили), и заел всё это пилюлями бессмертия Лао Цзу (при жизни известного как Лао Цзы).

Под горой Укун провёл 500 лет, после чего по повелению Гуаньинь его освободил Сюаньцзан, монах, идущий в Западный Рай Будды Амитабхи за священными буддийскими писаниями.

Сунь У-кун стал первым учеником Сюаньцзана. Для того, чтобы усмирить буйного ученика, Гуаньинь также выдала Сюаньцзану обруч, который и надели Сунь У-куну на голову. С тех пор, если монах читал особую мантру, у Сунь У-куна начинала ужасно болеть голова.

После того, как Сунь У-кун понял, что ему от монаха никуда не деться, он верой и правдой служил своему учителю на пути в Западный Рай, защищая его от оборотней и призраков, многократно атаковавших вкусного и питательного монаха в надежде отведать его плоти (во всех смыслах этого выражения).

По окончании путешествия, в награду за усердие, Будда Западного Рая назначил Сунь У-куна Всепобеждающим Буддой. Дальнейшая биография Сунь У-куна простым смертным неизвестна. Известно только, что, согласно произведению «Лотосовый светильник», Сунь У-кун однажды стал учителем мальчика, который боролся с богом Эрланом для того, чтобы освободить из заточения свою маму. Мальчик победил, что и неудивительно при таком учителе.

Сунь Укун

Доброго времени суток, дорогие читатели. Мы продолжаем разговоры о легендарных героях и злодеях, которые послужили прообразами персонажей произведения Ишибуми-сенсея. И на сей раз наш взор обратится в сторону древнего Китая. А поговорим мы про очень и очень (наверное) популярного персонажа. Итак, встречайте!

Сунь Укун (кит. трад. 孫悟空, упр. 孙悟空, пиньинь: Sūn Wùkōng) — китайский литературный персонаж: Царь Обезьян, известный по роману «Путешествие на Запад» У Чэнъэня. Как и Нэчжа, является одним из наиболее популярных образов трикстера в культуре Восточной Азии.

До «Путешествия на Запад» уже существовало несколько вариантов истории похода в Индию монаха Сюаньцзана и его учеников, но шедевром китайской литературы считается именно роман «Путешествие на Запад». Некоторые учёные считают, что образ Сунь Укуна основан на индийском боге-обезьяне Ханумане. В некоторых странах, например, в Индонезии, их действительно трудно различить — Хануман и Сунь Укун считаются одним и тем же существом.

В его честь названа борозда Сунь Укуна на Плутоне.

На заметку: Хануман (санскр. Hanumān, «имеющий (разбитую) челюсть») — чтимое в индуизме обезьяноподобное божество, сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы. Один из главных героев «Рамаяны», предводитель одного из войск ванаров, также друг Рамы и Ситы. В шиваизме считается одной из аватар Шивы.

От своего первого учителя, бессмертного патриарха Сюйпути (Суботи) Царь Обезьян получил имя Укун («познавший пустоту») и фамилию Сунь (такую же фамилию получили и все живущие на Горе Плодов и Цветов обезьяны).

Второй учитель Укуна также дал ему монашеское имя, Синчжэ, «путешественник» (кит. 行者). Так часто звали странствующих монахов.

Сунь Укун также известен как:

Каменная обезьяна (石猴, ShíHóu), так как родился из камня.

Прекрасный Царь Обезьян, (Měihóu Wáng кит. 美猴王) — титул, который придумали его подданные.

Бимавэнь (т. е. конюх) (кит. 弼馬溫, Bìmǎwēn) — был назначен на эту должность в Небесных чертогах. В основном употребляется в качестве оскорбления.

Великий Мудрец, Равный Небу, (Qítiān Dàshèng кит. 齊天大聖) — второй титул, придуманный подданными Сунь Укуна. После непродолжительных разборок с оскорблённым Небесным Императором, титул был закреплён за Укуном официально. Сокращается до «Великий Мудрец».

Царь Обезьян также известен как Kâu-chê-thian (кит. трад. 猴齊天, палл.: хоу ци тянь, буквально: «Обезьяна, Равная Небу») на Тайване и как Maa lau zing (кит. трад. 馬騮精, палл.: ма лю цзин, буквально: «обезьяна-дух») в Гонконге.

Сунь Укун представляет собой каменную обезьяну, родившуюся из волшебного камня, что напоминает аналогичный эпизод рождения Бога-Митры в митраизме. Однажды окружающие его обезьяны решили узнать, откуда берёт своё начало, протекающий рядом с ними горный поток, и в итоге обнаружили водопад. Того, кто рискнёт пройти через него и вернётся невредимым, они пообещали сделать своим царём. Пойти вызвался Сунь Укун и, обнаружив за водопадом Пещеру водного занавеса, возглавил обезьян. Хотя он и жил счастливой жизнью, Сунь Укуна беспокоило то, что рано или поздно он состарится и умрёт. Поэтому, по совету своих подданных, он отправился в путешествие, в поисках учителя, который научил бы его бессмертию. Взявший его в ученики даос научил его полётам на облаке, 72 превращениям и иным магическим действиям. Вернувшись в своё царство, Сунь Укун по совету своих подданных зашёл также к Морскому Дракону и попросил у него какое-нибудь оружие для себя. Так как всё нормальное оружие казалось Сунь Укуну слишком лёгким, Дракон отдал ему Цзиньгубан (金箍棒, jīngū bàng) весом в 13 500 цзиней (6750 килограмм), которым Юй в своё время усмирял воды. Получив посох, Сунь Укун, угрожая использовать своё новое оружие, заставил братьев Дракона отдать ему и подобающую посоху одежду.

На заметку: Цзиньгубан – волшебный чугунный посох, созданный богами. Способен увеличиваться и уменьшаться до абсолютно любых размеров.

На заметку: Юй Великий (кит. упр. 大禹, пиньинь: dà yǔ; фамилия Сы 姒, клановое имя Сяхоу 夏后, собственное имя Вэньмин 文命) — один из древних мифических государей в Китае.

На заметку: Кэтти, кетти, катти, катто (кит. 斤, цзинь) — традиционная единица массы в Китае странах Юго-Восточной Азии, в разных странах её размер составляет от 600 до 632,5 грамма. В КНР в настоящее время стандартизирован в 500 г.

Несмотря на самосовершенствование Сунь Укуна, он всё же умер от алкогольного отравления, и за ним явились слуги Янь-ло (китайский вариант имени повелителя подземного мира мёртвых, бога Ямы). Судьи ада признавали, что здесь произошла какая-то ошибка, но Сунь Укун всё равно устроил скандал и вычеркнул из книги мёртвых как своё имя, так и имена своих подданных. Благодаря этому, многие обезьяны на Горе Плодов и Цветов стали бессмертны. Как действия во дворце Морского Дракона, так и скандал, устроенный Сунь Укуном в аду, стали причиной для жалоб Нефритовому Императору. Вместо наказания Сунь Укун был взят на небо и назначен конюхом. Однако, он был возмущён тем, какую малую должность получил и самовольно вернулся на землю, где подданные окрестили его «Великим Мудрецом, Равным Небу». На этот раз, за то, что Сунь Укун самовольно покинул свою работу, против него было послано войско. Однако справиться с ним оно не смогло. Поэтому, император был вынужден признать титул Сунь Укуна и назначить его на более почётную, но абсолютно формальную должность. Дабы он не бездельничал на ней, в итоге ему поручили охранять персиковый сад.

В роли охранника Сунь Укун начал воровать порученные ему персики. Позднее, он узнал о готовящемся пире и обнаружил, что его туда не пригласили. Поэтому он пробрался во дворец, в котором должен был происходить пир и ещё до прихода гостей съел всё, что было приготовлено, включая эликсир бессмертия. Это вновь привело его к столкновению с небесными войсками и на этот раз его удалось временно захватить. Однако, ввиду объёмов выпитого эликсира, он стал неуязвимым и казнить его не удалось. Так же провалились попытки выплавить эликсир из Сунь Укуна, а сам он, сбежав из печи, вновь устроил дебош. В результате, усмирять его пришлось Будде, заточившему его под горой Пяти Стихий.

Читайте также:  Синдром беспокойных ног отзывы

Спустя пятьсот лет, по велению Гуаньинь, Сунь Укуна освободил Сюаньцзан, монах, идущий в Западный Рай Будды Амитабхи за священными буддийскими писаниями. В благодарность за своё освобождение, Сунь Укун стал учеником Сюаньцзана и обязался защищать его на пути за писаниями. Однако тот факт, что Сунь Укун убил напавших на них разбойников, вызвал возмущение монаха. Сунь Укун же был возмущён тем, что его за его работу отругали. Благодаря возникшей ссоре, Сунь Укун бросил своего учителя, но потом раскаялся и вернулся. Сюаньцзан же обманом заставил его надеть полученный от Гуаньинь обруч. Каждый раз когда монах начинал читать особую мантру, обруч сжимался, вызывая у Сунь Укуна нестерпимую головную боль. Так как Сюаньцзан легко поддавался обману и никогда не слушал, что ему говорит Сунь Укун, обруч в основном применялся, чтобы не дать Сунь Укуну убить злых духов. Тем не менее, Сунь Укун верой и правдой служил Сюаньцзану и защищал на протяжении всего путешествия.

На заметку: Гуаньинь – персонаж вьетнамской, китайской, корейской и японской мифологии, божество, выступающее преимущественно в женском обличье, спасающее людей от всевозможных бедствий; подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Образ восходит к буддийскому бодхисаттве Авалокитешваре, но Гуаньинь почитается представителями практически всех конфессий Китая.

На заметку: Сюаньцзан (кит. упр. 玄奘, пиньинь: Xuánzàng, «Таинственный толстяк») (602—664 — китайский буддийский монах, учёный, философ, путешественник и переводчик времён династии Тан.

На заметку: «Путеше́ствие на За́пад» (кит. трад. 西遊記, упр. 西游记, пиньинь: Xīyóujì, палл.: Си ю цзи) — один из четырёх классических романов на китайском языке. Опубликован в 1590-е годы без указания автора. В XX веке утвердилось мнение, что написал его книжник У Чэнъэнь.

По окончании путешествия, в награду за усердие, Будда Западного Рая назначил Сунь Укуна Всепобеждающим Буддой. Дальнейшая биография Сунь Укуна простым смертным неизвестна. Известно только, что, согласно произведению «Лотосовый светильник», Сунь Укун однажды стал учителем мальчика, который боролся с богом Эрланом для того, чтобы освободить из заточения свою мать.

На заметку: Эрлан или Эрлан-шэнь (кит. трад. 二郎神, пиньинь: èr láng shén, букв. «бог — второй сын») — божество китайского даосско-буддистского пантеона, бог-драконоборец, контролирующий разлив рек, и величайший воин Небес. Персонаж ряда классических легенд, включая «Возвышение в ранг духов» и «Путешествие на Запад». Основной атрибут — всевидящий третий глаз.

Сон Гоку (яп. 孫 悟空 Сон Гоку), или просто Гоку (Какаротто — имя, данное при рождении) — главный герой вселенной Жемчуг дракона, созданной Акирой Ториямой; мальчик с обезьяньим хвостом. Его образ основан легендах о Сунь Укун. Однако Акира Торияма сильно изменил его образ.

Сон Гоку учится боевым искусствам. Характерной чертой его внешнего вида являются черные волосы, стоящие торчком. Он обладает сверхъестественной силой и, как выясняется по ходу истории, происходит от вымышленной внеземной расы сайянов. С помощью долгих тренировок он научился многим сильным приёмам, а также приобрёл сверхскорость, сверхбыстрые рефлексы, способность летать с помощью энергии ки и телепортироваться техникой Сюнкан Идо.

Сон Гоку – это так же японский псевдоним, данный Сунь Укуну.

В аниме, играх и кино

Царь Обезьян довольно популярный персонаж. Стоит только вспомнить огромное количество фильмов и мультфильмов снятых про него. Да и в компьютерных играх он встречается довольно часто. Особенно мне запомнилась «Enslaved: Odyssey to the West». Своеобразный оригинальный пересказ знаменитого «Путешествия на запад».

Из фильмов стоит упомянуть «Запретное царство» где Сунь Укуна сыграл Джеки Чан

Что ж, думаю пора заканчивать. Надеюсь, что вы узнали что-то новое, про «Прекрасного Царя Обезьян». До новых встреч, дорогие читатели!

Сунь Укун. Галерея прецедентных персонажей Китая.

Прецедентные персонажи – это широко известные в определённом дискурсе, в определённом культурном пространстве личности (исторические или вымышленные).

Сунь Укун
(孙悟空 Sun Wukong)

Именем Сунь Укун современные китайцы обозначают людей, обладающих сверхъестественными способностями и находчивых бесстрашных людей.

Сунь Укун – персонаж классического сказочного романа «Путешествие на запад» 1 . Сунь Укуна также называют путником Сунем (孙行者 Sun xingzhe), великим мудрецом (совершенномудрым) Сунем (孙大圣 Sun dasheng). В народе его часто называют обезьяной Сунь (孙猴子 Sun houzi).

В романе «Путешествие на запад» в основном описываются перипетии путешествия монаха Сюань Цзана (Тансэна) 2 на запад в Индию за буддийскими сутрами во времена династии Тан 3 . В пути ему становятся преградой не только высокие горы и опасные дороги, но и горные духи и ведьмы, речные чудовища, повсюду его подстерегают опасности.

Монах часто оказывается в плену у оборотней, и жизнь его часто бывает в опасности. У монаха три ученика, которые оберегают его в пути. Старший из них Сунь Укун. Он отличается большими талантами и обладает сверхъестественными способностями. Благодаря помощи Сунь Укуна Сюань Цзану удаётся избежать многих опасностей, уйти от верной гибели и, в конце концов, выполнить миссию и добыть сутры. Фактически Сунь Укун является главным персонажем всего романа, героем этой сказки.

Будучи прецедентным именем китайского культурного пространства, имя Сунь Укун имеет сравнительно сложную структуру стоящих за ним представлений. По большому счёту можно выделить три аспекта значений, стоящих за этим именем:

  1. Обладатель сверхъестественных способностей, владеющий 72-мя приёмами искусства перевоплощения. Изначально Сунь Укун – рождённая небом каменная обезьяна, которая, постигнув истину путём настойчивого самосовершенствования, обрела сверхъестественные способности. Сделав один кувырок, она может пролететь 108 тысяч ли 4 , она может незаметно появляться и исчезать, ещё владеет 72-мя способами превращений. Ко всему этому у неё есть железная дубинка весом 13 тысяч 500 цзиней 5 , которую она может увеличивать или уменьшать по своему усмотрению. В общем, обезьяна эта очень сильная и могущественная, даже воины небесного императора трусят при одном только её виде.

В 59-ой главе романа описано, как монах Тансэн со своими учениками должен был преодолеть Огненную гору (火焰山 Huoyan shan), которая извергала всёпожирающий огонь, и пройти там было просто невозможно. Необходимо было попросить у Принцессы Железного Веера (铁扇公主Tieshan gongzhu) Банановый Веер (芭蕉扇Bajiaoshan), при помощи которого только и можно было погасить пламя Огненной горы. Однако принцесса не захотела одолжить свой Банановый Веер. Тогда Сунь Укун превратился в малюсенького червячка и когда принцесса пила чай, пробрался под чаинки и вместе с чаем проник в желудок принцессы. Внутри он начал бить кулаками и колотить ногами. Не вынеся боли, принцесса вынуждена была одолжить ему свой Банановый Веер.

Получается, что монах смог добраться до Индии именно благодаря защите и помощи Сунь Укуна. Поэтому современные китайцы используют имя Сунь Укуна для обозначения человека, обладающего волшебными сверхъестественными способностями.

  1. Бесстрашный, имеющий смелость устроить дебош даже в чертогах небожителей. Согласно китайскому мифу правитель неба Нефритовый Император (玉皇大帝 Yuhuang dadi) живёт в Небесном Дворце (天宫 Tian gong). В главах с третьей по седьмую романа «Путешествие на Запад» описывается то, как Сунь Укун устроил дебош в этом Небесном Дворце (大闹天宫danao tiangong). Сунь Укун презирал феодальные правила Небесного Дворца, не подчинялся законам правителя, сам себя называл «великим святым всего неба» (“齐天大圣” “Qitian dasheng”), не совершал коленопреклонения перед Нефритовым императором, и только распевал что-то вроде «да-да», «точно так», выражая как бы согласие.

В конце концов, из-за того, что тайно съел персик бессмертия (仙桃Xian tao) и выпил божественный нектар仙酒 (Xian jiu), учинил беспорядки на празднестве персика бессмертия 桃会 (Tao hui) и, поняв, что набедокурил, Сунь Укун спустился с небес. Нефритовый император отправил сто тысяч воинов на его задержание, но Сунь Укун ничуть не испугался, много раз разбивал небесное войско и, грозя наконечником копья Нефритовому императору, говорил: «Императорами становятся по очереди, завтра очередь дойдёт до меня. Я тебя всё равно выживу, и Небесный Дворец станет моим, а если не уйдёшь, то буду тебе досаждать и никогда тебе не видать покоя!». И давай колошматить налево и направо, так, что Небесный Дворец весь зашатался и полетели клочки по закоулочкам.

Такая бесстрашная, сильная духом героическая натура заставляет людей воспрянуть духом и поднять голову. Поэтому китайцы часто используют имя Сунь Укун для обозначения таких бесстрашных натур, которые не боятся устроить беспорядки («разборки») даже в Небесном Дворце. Иногда родители называют Сунь Укунами шаловливых детей. Например: 这几个孩子像孙悟空大闹天宫,把家里搞得一塌糊涂。 Zhe ji ge haizi xiang Sun Wukong da nao tian gong, ba jia li gaode yitahutu. ‘Эти дети как Сунь Укун в Небесном Дворце, устроили в квартире ужасный бардак’.

  1. Боящийся, что монах Тансэн будет читать заклятие «крепко сожми».

Сунь Укун хотя и обладал сверхъестественными способностями, но всё равно оставался обезьяной, обезьяной непокорной, дерзкой, своевольной и строптивой, которая не ставила ни во что чей-либо авторитет. Поэтому в пути за сутрами у него с монахом неизбежно возникали противоречия и конфликты. Монах Тансэн не знал, как повлиять на него. Ведь монах не обладал волшебством, и он никак не мог обуздать эту волшебную обезьяну.

Вскоре, после того как монах принял Сунь Укуна в ученики, в пути они столкнулись с шестью разбойниками. Всех шестерых Сунь Укун забил насмерть. Монах рассердился на него и сказал: «Они ведь хоть и бандиты, но их надо судить по суду и нельзя вот так без суда и следствия преступно лишать жизни. Ты ведь обладаешь волшебными способностями, и мог бы просто избавить нас от них и всё, зачем же вот так сразу убивать? Это всё беспричинное лишение жизни живых существ, как же после этого ты можешь стать монахом?».

Обезьяна же за всю свою жизнь ещё никогда не терпела унижения и ругани от людей. А монах ещё так нудно читал ей эти нотации, что в душе её заклокотал огонь ярости и она, не выдержав, сказала: «Уважаемый Сунь уходит», и в тот же миг исчезла, бросив монаха страдать одного. Однако как раз в этот момент бодхисатва Гуаньинь 6 , превратившись в старушку, подарила монаху цветную шапку с инкрустацией золотом и научила его читать заклятие «крепко сожми» (紧箍咒 jinguzhou). Дождавшись, когда Сунь Укун вернулся, Тансэн обманом заставил его надеть эту шапку и про себя стал читать это заклятие. Сунь Укун тут же закричал: «Мне больно голову!». А учитель не переставал читать заклятие, чем довёл Сунь Укуна до того, что тот от боли начал кататься по земле.

Как только монах перестал читать заклятие, голова у обезьяны болеть перестала. Сунь Укун начал шарить по голове и обнаружил, что на шапке имеется что-то похожее на железный обруч, который очень туго сдавил его голову, поэтому шапку невозможно было снять или даже сдвинуть, шапка приросла к голове. Тут-то Сунь Укун всё и понял: стоит только монаху начать читать заклятие, как железный обруч, будет постепенно сжиматься, и наступят нестерпимые головные боли. Поэтому в дальнейшем Сунь Укун больше не смел противиться монаху. Так одно это заклятие сделало волшебную и всемогущую обезьяну послушной и покорной. Современные китайцы такой способ эффективного обуздания стали называть чтением заклятия «крепко сожми» (念紧箍咒 nian jinguzhou). Например, 你奈何他不得,就是因为孙悟空头上缺一顶嵌金小花帽,你念不得紧箍咒。Ni naihe ta bude, jiushi yinwei Sun Wukong tou shang que yi ding qianjinxiaohuamao, ni nianbude jinguzhou. ‘Тебе с ним ничего не сделать. Ведь на (этом) Сунь Укуне нет инкрустированной золотом цветастой шапочки, и тут тебе не прочитать заклятия «крепко сожми»’.

Читайте также:  Как сделать губы ярче

В словаре [4] нами обнаружено 224 недоговорки-иносказания, содержащих прецедентное имя Сунь Укун. Приведём некоторые из них.

  1. 孙大圣的武艺————神通广大 Sun Dasheng de wuyi – shentongguangda ‘Военное искусство Совершенномудрого Суня – обладать огромными способностями (удивительным мастерством); владеть изумительными приёмами’.
  2. 孙悟空戴上紧箍咒————没法Sun Wukong daishang jinguzhou – meifa ‘Сунь Укун надел на голову тугой обруч – нет выхода’.
  3. 孙猴打筋斗————十万八千里Sun hou da jintou – shiwan ba qian li ‘Обезьяна Сунь сделает сальто-мортале (перекувырнётся) – сразу сто восемь тысяч вёрст’.
  4. 孙猴子的脸————要变就变Sun houzi de lian – yao bian jiu bian ‘Внешность обезьяны Сунь – легко изменяется’.
  5. 孙猴儿做皇帝————毛手毛脚Sun houer zuo huangdi – maoshou maojiao ‘Обезьяна Сунь стала императором – небрежный; беспечный; [исполнять работу] кое-как, спустя рукава; опрометчиво, неосторожно’.
  6. 孙猴过火焰山————显真本领的时候到了Sun hou guo Huoyanshan – xian zhen benlingde shihou daole ‘Обезьяна Сунь переходит через Огненную Гору – пришло время показать способности’.
  7. 孙猴甩掉紧箍咒————无法无天Sun hou shuaidiao jinguzhou – wufawutian ‘Обезьяна Сунь срывает со своей головы железный обруч – [не признавать] ни закона, ни велений неба; беззаконие в высшей степени’.
  8. 孙悟空的手段————七十二变Sun Wukong de shouduan – qishier bian ‘Приёмы Сунь Укуна – семьдесят два перевоплощения (великое множество перевоплощений)’.
  9. 孙悟空大闹天宫————慌了众神Sun Wukong danaotiangong – huangle zhong shen ‘Сунь Укун устраивает смуту в чертогах небожителей – небожители в панике’.
  10. 孙猴子的屁股————坐不住Sun houzi de pigu – zuobuzhu ‘Задница обезьяны Сунь – не сидится’.
  11. 孙悟空上了天————忘了自己从哪块石头里蹦出来的 Sun Wukong shangle tian – wangle ziji cong na kuai shitou li bengchulaide ‘Сунь Укун вознёсся на небо – забыл сам из какого камня выскочил’.
  12. 孙行者跳加官————人面兽心Sun xingzhe tiao jiaguan – renmianshouxin ‘Путник Сунь играет цзягуаня 7 – облик человека, а сердце зверя (обр. в знач.: зверь в образе человека, человек-зверь)’.
  13. 孙悟空吃蟠桃————满不在乎Sun Wukong chi pantao – manbuzaihu ‘Сунь Укун ест персик бессмертия из садов богини Сиванму – не обращать никакого внимания; относиться с полным безразличием’.
  14. 孙猴走路————光翻筋斗 Sun hou zoulu – guang fan jintou ‘Манера ходить обезьяны Сунь – одни сплошные кувырки’.
  15. 孙悟空念经————瞎嘟囔Sun Wukong nianjing – xia dunang ‘Сунь Укун читает сутры – наобум бормотать себе под нос’.

Словарь [1] БКРС: 紧箍咒 jǐngūzhòu заклятие «крепко сожми» (которым танский монах Сюань-цзан сжимал железный обруч на голове царя обезьян Сунь У-куна, чтобы привести его к повиновению; по роману 西遊記; обр. в знач.: помеха, путы)

Словарь [1] БКРС: tiāngōng 1) чертоги небожителей; рай, райские кущи 2) будд. обиталище святых (Devapura)

Словарь [1] БКРС: 孙悟空 sūnwùkōng лит. Сунь У-кун (миф. царь обезьян)

Словарь CEDICT (китайско-английский словарь): 闹天宫 (大鬧天宮, 闹天宫) dànàotiāngōng «The Monkey Creates Havoc in Heaven», story about Sun Wu Kong

Примеры употребления прецедентного имени Сунь Укун в современном китайскоязычном дискурсе (примеры без особых пометок – все из словаря [2], пример 4 смоделирован по нашей просьбе информантом госпожой Ма Бинцзин в 2008 году):

  1. 我又不是孙悟空,会七十二般变化,没有钥匙怎么进得去们?Wo you us hi Sun Wukong, hui qishier ban bianhua, meiyou yaoshi zenme jindequ men? ‘Я тебе не Сунь Укун, который мог совершать семьдесят два превращения, как я без ключа смогу войти через эту дверь?’.
  2. 他们到这里以后横冲直撞,简直是孙悟空大闹天宫,无法无天了。Tamen dao zheli yihou hengchongzhizhuang, jianzhi shi Sun Wukong danaotiangong, wufawutian le. ‘После того как они здесь появились здесь какой-то сплошной бедлам, словно Сунь Укун разбушевался в Небесном Дворце, просто полный беспредел’.
  3. 哈,你以为你是孙悟空,别忘了他有紧箍咒,你能不听他的吗?Ha, ni yiwei ni shi Sun Wukong, bie wangle ta you jinguzhou, ni neng bu ting ta de ma? ‘Ха-ха, ты считаешь себя Сунь Укуном? Не забывай, что на Сунь Укуна есть заклятие «крепко сожми», сможешь от него отвертеться?’.
  4. 他和朋友说,他有个手眼通天的部下,朋友看出他有点惧怕他的部下,因此告诉他,就算是“孙悟空”,必要时你也可以给他念“紧箍咒”。Ta he pengyou shuo, ta you ge shouyantongtiande buxia, pengyou kanchu ta youdian jupa ta de buxia, yinci gaosu ta, jiu suan shi “Sun Wukong”, biyao shi ni ye keyi gei ta nian “jinguzhou”. ‘Он рассказал другу, что имеется у него один подчинённый со связями в верхах. Но друг заметил, что побаивается он этого своего подчинённого. Поэтому друг посоветовал ему считать этого подчинённого «Сунь Укуном», которому при необходимости можно прочитать заклятие «крепко сожми»’ [реч.].

Амулеты и талисманы из Китая на удачу и богатство и их значение

Трудно представить себе китайскую культуру без талисманов, защищающих от злых духов, приносящих удачу и материальные блага. Изучив детально наследие мудрецов Древнего Востока, можно не только стать экспертом в сфере мистицизма, но и задействовать силу оберегов для собственной выгоды.

Немного теории

Восточные учения, пришедшие к нам из Китая, зиждутся на взаимодействии противоположных символов Инь и Ян. У них множество толкований, обозначающих единство противоположностей, существование которых друг без друга не представляется возможным — свет и тьма, мужчина и женщина, солнце и луна, небо и земля, порядок и хаос, положительное и отрицательное.

Взаимодействие черно-белых «рыбок» показывает неразрывную связь между физическим и энергетическим миром. Обретение внутренней гармонии и самоконтроля достигается за счет баланса этих двух составляющих.

Единство Инь и Ян порождает уникальный для каждого человека Путь, в буддистской терминологии определяемый как «Дао». Сотни философских школ Китая нацелены обучить каждого воспитанника найти свою золотую серединку, ознакомившись с позитивной энергией, влиянием духов, Космосе и демонах, устанавливающих преграды на пути к самопознанию. Определить каков ваш Дао помогут китайские амулеты и талисманы. Надо только разобраться какие из них действительно нужны в данный момент.

Для достижения определенных целей существует несколько тысяч китайских талисманов, но можно выделить несколько основных, пользующихся особой популярностью в разных странах мира.

Для благополучия в семье

Китайские обереги и их значение для благополучия людей просто невозможно переоценить. К ним можно отнести:

  • Особое место среди них занимает строгий семейный бог Цао Вань, не только защищающий подопечных от невзгод, но и следящий за их поведением, чтобы отчитаться перед верховным божеством обо всех неурядицах.

  • Собака Фу — один из сильнейших амулетов, упреждающий ссоры и разлад в семье. Небесные Львы Будды с мордой пса состоят из двух особей противоположного пола. Для дома лучше остановить выбор на добрых, улыбающихся собаках. А снаружи можно поставить злых животных, отпугивающих плохих духов и защищающих от порчи и сглаза.

  • Слон. Согласно феншуй, слон как талисман означает крепкую и нерушимую семью, которая способна с достоинством пройти все испытания. Считается, что с увеличением членов семейства следует обзаводиться и новым слоником. Рекомендуется выделить специальную полочку или столик, куда будет поставлена коллекция слоников.

  • Играющие карпы. Пользуются большим спросом среди семейных пар, символизируя гармоничные отношения и супружеское счастье. Согласно фэншуй, карпы обладают такими качествами, как целеустремленность и выносливость, поэтому муж и жена, в доме которых есть статуэтка, картина или панно с изображением двух рыб, смогут преодолеть все жизненные неурядицы.

  • Китайские фонарики красного цвета. Этот оберег для одиноких людей, который дает шанс найти свою «половинку», а семейным — укрепить взаимоотношения.

Для богатства

Чтобы использовать талисманы и их магию для приумножения капитала, нужно изучить, где можно ставить те или иные фигурки и как с ними обращаться. Специалисты по энергетическим потокам советуют убрать от грязи и лишних вещей юго-восточную часть дома, в котором находится сектор богатства. В этой зоне необходимо поместить один из китайских символов, привлекающих в дом деньги.

Пятерка лидеров, притягивающих достаток, выглядит так:

  • Денежное дерево — один из самых действенных символов богатства. Растение, именуемое толстянкой, лучше вырастить самостоятельно, взяв отросток в доме зажиточных людей. Но даже если вы купите взрослое дерево в магазине, оно также будет обладать силой привлекать в обитель денежки. Правда дополнительно надо положить в горшочек с землей три монеты.

  • Трехлапая жаба. Земноводное животное с монеткой во рту обязательно принесет желанный достаток. Размещать жабу следует в юго-восточной зоне или при входе, повернув мордочкой в центр квартиры. При выборе оберега проверьте, чтобы амфибия стояла на подставке из монет, а денежка во рту свободно вынималась и вставлялась обратно.

  • Иероглиф «Богатство». Нужно самостоятельно начертить надпись у входной двери, использовав красную краску. Иероглиф улучшит не только финансовую ситуацию, но и характер хозяина дома.

  • Чаша богатства наполнит очаг до краев, если регулярно делать подношения в виде монеток, украшений или сладостей.

  • Хоттей. Веселый пузатый бог с радостью исполнит желание, если вы 40 раз потрете его по животику. Только необходимо сконцентрироваться и в эту минуту думать исключительно о своей мечте.

  • Три монетки, связанные вместе красной ниткой. Это сильный, но в тоже время очень компактный талисман в кошелек для привлечения денег в семейный бюджет, даже если его будет носить лишь один из супругов.

Для здоровья

Не секрет, что большинство жителей Китая — долгожители. Во многом это зависит от образа жизни и внутреннего равновесия, но нельзя преуменьшать и влияние магических помощников, способствующих укреплению здоровья.

  • Цапля — имеет значение долголетия и положительных перемен. Находясь в доме, фигурка птицы способствует улучшению здоровья как физического, так и психического, а также охраняет очаг от негатива, укрепляет родовые узы и традиции.

  • Бамбук. Это растение имеет значение выносливости, целеустремленности и долгожительства. Находясь в стенах дома, бамбук обеспечит защиту от злых духов, создаст атмосферу умиротворения и позаботится об укреплении здоровья домочадцев.

  • Журавли. Китайцы очень почтительно относятся к этим прекрасным птицам. Изображение журавлей встречается практически в каждом здании и символизирует здоровье, долголетие, богатство и гармоничные отношения в семье. Только помните, что журавли должны быть всегда в паре, иначе такой оберег будет просто украшением.

Для карьеры и удачи

С помощью талисманов из Китая можно достичь успехов во всех сферах жизни, в том числе в вопросах карьеры. Обратите внимание на такие фигурки как:

  • Лошадь. Статуэтка смелого и активного животного непременно посодействует в карьерном росте. Остановите выбор на статуэтке лошади, стремящейся вверх, под ногами которой будут лежать монетки. Тогда профессиональный взлет будет сопровождаться еще и увеличением денежных накоплений.
Читайте также:  Дни стрижки 2020

  • Корабль — мощный оберег, который привнесет в жизнь успех и материальное благополучие. Чтобы оберег постоянно «работал», наполняйте его монетами, драгоценностями и купюрами и поставьте возле входной двери, повернув носом к центру комнаты.

  • Дракон поможет построить карьеру, принесет удачу в финансовой сфере, а также научит мудрости и гармоничному восприятию мира.

Заключение

Культура Китая полна различных помощников, которые помогают добиться успехов в жизни своему владельцу. Но сильным влиянием обладают и другие предметы из иных культур. Например, вы можете обратить внимание на мусульманские обереги и талисманы, если придерживайтесь ислама, или славянские символики. Свои помощники есть у каждого верования и цивилизации.

Амулеты и талисманы Китая

В истории Китая природные камни всегда играли особенную роль: они укрепляли мощь и здоровье императорских династий Поднебесной, служили для поддержания мира, любви и достатка в семьях, помогали великим воинам в бою, создавали определенный щит от зла и бед. Подробнее об этом рассказывает эксперт фэн-шуй Марианна Вонг.

Великая принцесса и драгоценные камни

Амулеты и обереги существуют много веков, эта практика берет свое начало еще cо времен династии Хань (200 г. до н. э.). Однажды один из правителей династии, великий император Тайцзун, согласился выдать замуж одну из своих дочерей – принцессу Вэньчэн – за тибетского царя Сонгцэна Гампо.

В 632 г. н. э. Сонгцэн Гампо – молодой и талантливый правитель Тибета, видя, что Китай при императоре Тайцзуне становится более мощным и преуспевающим государством, решил попросить руки у китайской принцессы. Культура Китая находилась на пике развития, и таким образом он хотел поднять уровень культуры в Тибете. Сонгцэн Гампо был занят укреплением своего царства, он понимал, что Китай ему не завоевать силой и лучше выбрать путь дружбы и согласия.

Надо сказать, что китайская принцесса Вэньчэн славилась красотой, мудростью и хорошими манерами. Ее руки добивались многие. Тогда ее отец, император Тайцзун, придумал провести соревнование и объявил, что предложение руки и сердца будет принято от любого монарха и посланника, который удивит своим неординарным решением.

Перед соискателями придворные Тайцзуна разложили натуральные камни разного размера и невиданной красоты: сердолик, нефрит, жемчуг, агат, рубин, авантюрин и другие. Нужно было провести шелковую нить сквозь узкий вьющийся «тоннель» внутри каждого камня, а их было несметное количество! Как ни бились женихи – ни у кого не получилось выполнить задание императора. А тибетский монарх намазал медом концы шелковых нитей, поместил их в начале каждого «тоннеля», и за ночь сотни муравьев прошли сквозь камешки!

Принцесса Вэньчэн хотела быть уверенной в том, что этот брак будет способствовать миру между Тибетом и династией Тан. Она тут же раздала шелковые нити с камнями разного достоинства всем подданным и гостям во дворце. «Эти украшения – символ мудрости и хороших отношений, любви и здоровья», – сказала Вэньчэн. Точно такие же амулеты принцесса увезла с собой в Тибет. Также она попросила разрешения у императора Тайцзуна, чтобы он позволил ей взять с собой статую Будды из драгоценного камня – так она хотела сделать Тибет еще более добрым, терпимым и миролюбивым государством.

Когда принцессу Вэньчэн сопровождали в Тибет, Сонгцэн Гампо приказал армии продвинуться к границам государства, чтобы приветствовать его невесту. Свадьба между правителем Тибета и Вэньчэн оказала большое влияние на отношения Тибета с китайской династией Тан. Небольшой монастырь Джоканг был построен специально для того, чтобы разместить статую Будды, которую привезла с собой принцесса, а сотни амулетов с природным камнями на шелковых нитях стали символом вечной любви, дружбы, согласия, достатка. Мир на долгие годы воцарился в отношениях между Китаем и Тибетом, и с тех пор Шелковый путь стал безопасным.

Главные обереги по фен-шуй

Амулеты и обереги совершенно не обязательно носить на груди, хотя это наиболее оптимальная точка доступа ко всем органам и энергопотокам биополя человека. На левой руке ваш природный камень будет защищать от чужой отрицательной энергии, несчастных случаев и стихийных бедствий,а на правой – будет стимулировать организм и активизировать все позитивное, включая здоровье и личные отношения. В Китае амулеты носят не только на запястье, но и на ноге, как в Индии. Обычно ребенку на шелковую нить привязывают полезные камешки для защиты от сглаза и охраны здоровья: кошачий и тигровый глаз, сердолик, агат, янтарь. Молодые девушки и женщины среднего возраста часто носят розовый кварц для привлечения любви и счастья, рубин и гранаты – для гармоничных отношений с партнером, агат – для укрепления материального благополучия. Яшмовые браслеты и амулеты на груди помогают выносить здорового ребенка, способствуют легкому течению родов и быстро восстанавливают репродуктивные органы.

Во время путешествий по земле, воздуху и воде берут с собой аквамарин, лазурит, коралл, топаз. Эти камни – настоящие охранники человека на чужой земле. Пока эти самоцветы с вами в пути – ничего плохого не случится. Носить их можно как в украшениях, так и в виде кабошонов или кристаллов.

Жители Поднебесной чрезвычайно чтят природные минералы, они знают, что все эти камни – живые и так же, как и люди, наделены особенной энергией, с ними можно разговаривать и делиться самым сокровенным. Амулетом и талисманом может стать любой камень, который подходит по гороскопу или просто нравится по своим внешним качествам. Лучше всего, чтобы он был подарен дорогим или позитивным человеком с добрыми намерениями.

Украшения или амулеты с минералами, которые были в пользовании у одного человека, никогда не передаривают другому, только передают по наследству родственникам, чтобы удержать богатство и здоровье внутри клана. Обереги не выставляют напоказ, не рассказывают об их поддержке публично, чтобы не нарушить защитную энергию. В Китае на сегодня – самое большое число долгожителей в мире при высокой сохранности интеллекта и здоровья. Медицина не скрывает, что такое возможно благодаря тотальному увлечению природными самоцветами.

Сунь Укун — Царь обезьян, культовый персонаж китайской культуры

Царь обезьян — один из самых известных персонажей приматов в мировой литературе. Он появляется в великом китайском романе «Путешествие на Запад» 1592 г. н. э. Лишь в 20 веке авторство было закреплено за писателем по имени У Чэнъэнь. Сунь Укун является бессмертным демоном, который получает исключительную силу от долгих лет духовного совершенствования и восстания против первенства небес.

Подобно Локи в норвежской мифологии и Люциферу в иудео-христианской мифологии, этот обманщик падает с небес, когда верховное божество, в данном случае Будда, изгоняет его в земную тюрьму. Но в отличие от своих западных коллег обезьяна раскаивается, становится буддистским монахом и соглашается использовать свои способности для защиты монаха Сюаньцзана в пути, чтобы собрать сутры из Индии.

История Царя обезьян

Согласно легенде, Sun Wukong рождается из волшебного камня. Из него появляется яйцо, которое в итоге превращается в каменную обезьяну. Она может ползать и ходить, а при открытии глаз два луча золотого света стреляют в дворец и поражают Императора. На горе Сунь Укун подружился с разными животными и присоединился к группе других обезьян. Рядом находился ручей, через который племя находит водопад. Они решают, что тот, кто пройдет через него и вернется, станет их царем. Каменная обезьяна прыгает в водопад и находит мост с пещерой. После этого ее провозглашают Королем обезьян.

Красивый Король Обезьян (Mei houwang, 美 猴王) управляет островом почти четыреста лет, прежде чем мысль о надвигающейся смерти начинает вызывать у него беспокойство. Один из его советников предполагает, что надо найти даоса, чтобы тот научил короля секретам вечной жизни. От него он и получил свое имя Sun Wukong, что означает «обезьяна, познавшая пустоту». Бессмертный преподает ему 72 метода небесной трансформации или бесконечные способы изменения его формы и размера. Царь обезьян получает всевозможные магические заклинания для управления богами и духами, обучается боевым искусствам и, самое главное, внутреннему методу дыхания, который приводит к его бессмертию.

История Сунь Укуна очень длинная и захватывающая. Один из самых важных китайских литературных персонажей по происхождению из легенд Белой Обезьяны из китайского царства Чу (700-223 до н.э.), где почитали гиббонов, особенно белых. Легенды породили истории и мотивы искусства во времена династии Хань. Это способствовало росту персонажа Sun Wukong. После «Путешествия на Запад» герой появляется во многих последующих историях и адаптациях. К слову, в повествовании У Чэнъэня главным считается монах Сюаньцзан, отправившийся в Индию. Но Царь обезьян, охраняющий его, проявляет себя гораздо ярче.

Фильмы с Сунь Укуном

Король обезьян считается лучшим архетипом в мифологии Восточной Азии. Его образ использовали для создания книг, фильмов и даже статуэток. Так бренд Yeenjoy Studio, известный за коллекции курильниц из китайского фарфора, сделал фигурку Monkey King, вдохновляясь мифологией и культурой Китая. Многие игры MOBA, такие как League of Legends, Vainglory и Dota 2, показывают героев, созданных на основе этого персонажа.

Роман «Путешествие на Запад» экранизировали бессчетное количество раз. Начиная с японского и корейского производство и до западных фильмов и сериалов, легенда о буддийских монахах распространялась с завидной регулярностью. Самыми известными произведениями стали «Запретное царство» с Джеки Чаном и Джетом Ли. «Король обезьян» вышел в 2001 году совместно с США, а японский фильм с таким же названием появился в 2014 году. За ними последовал «Путешествие на Запад: Покорение демонов». Первая часть вышла в 2013 году, вторая была представлена в 2017 году. Также есть довольно интересная интерпретация под названием «Китайская история», где в роли Sun Wukong выступил Бо Лин Чен.

По слухам 2011 года, Джеймс Кэмерон вместе с Гильермо дель Торо должны были выпустить фильм «Король обезьян» в 3D формате по сценарию Нила Геймана. Однако данные о его готовности и даже съемках так пока и не появились.

Мультфильмы про Царя обезьян

Несмотря на то, что образ Сунь Укуна чаще всего используют в странах Азии, на Западе каменная обезьяна тоже получила свою долю популярности. Довольно известный аниме-сериал «Жемчуг дракона» создан на основе оригинального романа про обезьяну. Мультфильм из трех частей про Сунь Укуна китайского производства выходил с середины 1960-х годов. Также есть сериал 2000-х годов на основе манги «Gensomaden Saiyuki» и китайского произведения про путешествия демона.

Привлекательность персонажа привела к непрерывной популярности и адаптации Sun Wukong. Король обезьян часто используется в рекламе всех видов. Однако он не ограничивается своим родным Китаем и появляется в разнообразных формах: от японских гравюр из дерева 19-го века до оперы «Обезьяна: Путешествие на Запад», созданной Деймоном Албарном, музыкантом из Blur и Gorillaz.

Ссылка на основную публикацию