Упражнение для профилактики и коррекции плоскостопия

Профилактика и коррекция плоскостопия
картотека

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_i_korrektsiya_ploskostopiya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция плоскостопия

Нарушением опорно-двигательного аппарата является плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трём годам.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Одним из частных симптомов плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врождённое плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенёсших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом.

Дети не редко страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно рано ставить на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей, особенно с признаками рахита, так как это ведёт к неправильной установке стопы. Одной из причин является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые иногда покупают детям «на вырост», категорически запрещается ношение теплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками. Обувь без каблука, с мягким непрочным задником (тапочки, сандалии, босоножки без пяток) плохо фиксируют стопу.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребёнка. С раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног. Детям первого года жизни очень рекомендуется массаж ног с последующей гимнастикой, влажным обтиранием. Необходимо регулярно проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры. Полезны занятия плаванием, ходьба на лыжах (с 4-х лет), езда на велосипеде, Очень полезно побегать ребёнку босиком. Летом рекомендуется чаще ходить и бегать по неровной поверхности босиком (песок, гравий, скошенная трава), – это хорошая гимнастика для стоп. Ходьба без обуви по бревну, рейкам лестницы, ребристой доске, канату, палке (как прямо, так и боком). Хорошее воздействие оказывают ежедневные прохладные ванны, массирующие коврики.

Обувь должна быть тщательно подобрана: достаточно гибкая подошва, небольшой (2-4 см.) и широкий каблук, широкий носок. В течение дня обувь полезно менять. Детям с предрасположенностью к плоскостопию целесообразно положить под стельку поролоновую подкладку толщиной 3-4 см. для лучшей амортизации стопы. Многие родители, узнав о плоскостопии детей, увлекаются ношением особых стелек – супинаторов, но они не исправляют плоскостопия, а лишь снимают болезненные ощущения. Длительное ношение их бесполезно и даже вредно детям раннего и дошкольного возраста, так как их жёсткая конструкция не даёт возможности исправлять и тренировать мышцы стопы.

Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильной обуви, массаж и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребёнка. Основное и самое верное средство – специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при её сочетании с массажем голени и стопы.

Сначала подошва разминается с помощью поглаживаний ладонью, затем нажимом больших пальцев. Необходимо сделать 10-12 повторных движений на каждую стопу.

Стопа – удобное место лечебного воздействия. Во-первых, она хорошо разминается от естественных упражнений (ходьбы и бега босиком по песку и мелкой гальке), которые нравятся каждому ребёнку, во-вторых, воздействовать на неё можно с помощью массажа, которые не требует больших затрат времени и особых навыков.

Для укрепления мышечно – связочного аппарата

Голеностопного сустава и стопы рекомендуется:

Упражнение для профилактики и коррекции плоскостопия

Нарушением опорно-двигательного аппарата является плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трём годам.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Одним из частных симптомов плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врождённое плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенёсших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом.

Дети не редко страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно рано ставить на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей, особенно с признаками рахита, так как это ведёт к неправильной установке стопы. Одной из причин является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые иногда покупают детям «на вырост», категорически запрещается ношение теплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками. Обувь без каблука, с мягким непрочным задником (тапочки, сандалии, босоножки без пяток) плохо фиксируют стопу.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребёнка. С раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног. Детям первого года жизни очень рекомендуется массаж ног с последующей гимнастикой, влажным обтиранием. Необходимо регулярно проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры. Полезны занятия плаванием, ходьба на лыжах (с 4-х лет), езда на велосипеде, Очень полезно побегать ребёнку босиком. Летом рекомендуется чаще ходить и бегать по неровной поверхности босиком (песок, гравий, скошенная трава), – это хорошая гимнастика для стоп. Ходьба без обуви по бревну, рейкам лестницы, ребристой доске, канату, палке (как прямо, так и боком). Хорошее воздействие оказывают ежедневные прохладные ванны, массирующие коврики.

Обувь должна быть тщательно подобрана: достаточно гибкая подошва, небольшой (2-4 см.) и широкий каблук, широкий носок. В течение дня обувь полезно менять. Детям с предрасположенностью к плоскостопию целесообразно положить под стельку поролоновую подкладку толщиной 3-4 см. для лучшей амортизации стопы. Многие родители, узнав о плоскостопии детей, увлекаются ношением особых стелек – супинаторов, но они не исправляют плоскостопия, а лишь снимают болезненные ощущения. Длительное ношение их бесполезно и даже вредно детям раннего и дошкольного возраста, так как их жёсткая конструкция не даёт возможности исправлять и тренировать мышцы стопы.

Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильной обуви, массаж и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребёнка. Основное и самое верное средство – специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при её сочетании с массажем голени и стопы.

Массаж стопы.

Сначала подошва разминается с помощью поглаживаний ладонью, затем нажимом больших пальцев. Необходимо сделать 10-12 повторных движений на каждую стопу.

Стопа – удобное место лечебного воздействия. Во-первых, она хорошо разминается от естественных упражнений (ходьбы и бега босиком по песку и мелкой гальке), которые нравятся каждому ребёнку, во-вторых, воздействовать на неё можно с помощью массажа, которые не требует больших затрат времени и особых навыков.

Для укрепления мышечно – связочного аппарата

Голеностопного сустава и стопы рекомендуется:

– ходьба в сосновом бору

(корневая система расположено

– ходьба по гальке;

– ходьба по песку;

– ходьба по горам.

– ходьба по наклонной

-Ходьба по ребристым

– ходьба в «сухом бассейне» по массажным коврикам;

– ходьба по ортопедической дорожке;

ПРТИВОПОКАЗАНО!

– Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту.

– Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1. Ходьба на носках с различным положением рук (на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой) (2-3 раза в медленном темпе). Расстояние между ступенями 20-25 см).

2. Ходьба босиком на носках по песку или мелкой гальке по площадке длиной 20-25 см (1-2 раза в медленном темпе)

3. Ходьба на наружном крае стоп.

4. Ходьба по канату (2-3 раза в медленном темпе)

5. Ходьба по гимнастической палке, положенной на пол.

6. Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног.

7. Перекаты с пяток на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке.

8. Ходьба боком (левым и правым) по гимнастической скамейке, обхватывая её края сводами стоп. (2-2 раза в медленном темпе).

9. Прыжки на носках со скакалкой (10-15 раз).

10. Сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя.

11. Собирание пальцами ног на полу скакалки. (2-3 раза).

Упражнение для коррекции плоскостопия.

1. Упражнения без предметов.

1. Перекаты с носков на стопы.

2. Потирание одной стопой другой.

3.Сгибание и разгибание пальцев ног (сидя, лёжа).

4. Поворачивание стопы вперёд-назад, вправо-влево.

5. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот (тяжесть тела переносить в разные части стопы).

6. Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы.

7. Широкий шаг с глубоким перекатом с носка на пятку.

8. Поскоки, прыжки на месте с передвижением.

9. Ходьба по песку, по круглому щебню, по дорожке – массажёру.

2.Упражнения с предметами.

1. Захват предметов пальцами ног, удерживание и отбрасывание их.

2. Перекатывание стопой маленького набивного мяча, мешочка с песком и других предметов в различных направлениях.

3. Перекатывание стопой палки, захват её пальцами, стараясь ногами поставить вертикально.

4. Прыжки со скакалкой на одной и обеих ногах.

5. «Каток» – сидя на стуле, катать мяч, скакалку сначала одной, затем другой ногой.

6. «Буксир» – сидя на полу, ноги согнуть, пятки плотно прижать к полу и не отрывать от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги подтащить под пятки разложенную на полу салфетку, на которой лежит какой – небольшой груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

7. «Маляр» – сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги провести по подъёму другой (от большого пальца к колену), повторить 3-4 раза.

8. «Сборщик» – сидя, с согнутыми коленями, собрать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу и сложить их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую.

9. «Художник» – сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатыми пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

10. «Гусеница» – сидя на полу с согнутыми коленями, сгибая пальцы ног, подтягивать пятки вперёд (пятки прижимать к пальцам) до выпрямления ног. Пальцы расправить и движения повторить (имитация движения гусеницы). Упражнения повторяется обеими ногами одновременно.

11. «Кораблик» – сидя на полу с согнутыми коленями, прижимая подошвы ног друг к другу. Постепенно выпрямить колени. Придать ступням форму кораблика.

12. «Дворник» – сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол на расстоянии 20 см. Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

13. «Мельница» – сидя на полу, ноги выпрямить. Описывать ступнями круги в разных направления.

14. «Автоматическая дверь» – стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

15. «Барабанщик» – сидя на полу, колени согнуть. Стучать по полу только пальцами ног, не касаясь пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

16. ходьба на пятках.

17. «Великан» – ходьба на носках, поднимаясь как можно выше, 5-7 мин.

18. «Карлик» – ходьба на согнутых ногах 4-5 мин.

19. «Маленький – большой» – по команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. (10-12 раз).

20. «Лошадь» – двигаться по кругу, подражая ходу лошади, высоко поднимая колени: шагом, рысью.

21. «Ловкие ноги» – дети сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки и не уронив платка.

Правая нога возвращается в исходное положение. Затем то же самое выполнить левой ногой. Повторить 2-4 раза, последние два раза переносить обе ноги с платком вправо и влево.

Я платок возьму ногой, И несу, несу, не сплю.

Поднесу его к другой, Палку я не зацеплю.

Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп.

Комплекс «Весёлый зоосад»

1. «Танцующий верблюд». И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочерёдным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

2. «Забавный медвежонок». И. п. – стоя на наружных краях стоп руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперёд – назад, вправо – влево. Кружась на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок». И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз кисти направлены пальцами вниз. 1-2 – полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 – и. п.

4. «Тигрёнок потягивается». И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди. 1-2 – выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 – и. п.

5. «Обезьянки непоседы». И. п. – сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно. 1-2 – встать; 3-4 – стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 – сесть; 7-8 – вернуться в исходное положение, сохраняя при этом правильную осанку.

6. «Резвые зайчата». И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 – поскоки на носках (пятки вместе).

Комплекс «Загадки»

Перед выполнением каждого упражнения необходимо загадать загадку, а дети должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопой. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно – два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

1. «Месяц».

За домом у дорожки висит пол – лепёшки.

И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

2. «Солнце».

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит.

И. п. то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

3. «Туча».

По небу ходила, солнышко закрыла.

Только солнце спряталось – и она расплакалась.

И. п. – то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

4. «Молния».

Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

И. п. – то же. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой. Левой стопой и двумя стопами одновременно.

5. «Дождь».

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не иду, покуда он идёт.

И. п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой, затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стёклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.

6. «Радуга».

Крашеное коромысло над рекой повисло.

И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

Профилактика и коррекция плоскостопия

(из опыта работы)

Методическое пособие представляет интерес в работе к данной проблеме, полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы при работе с детьми по профилактике и коррекции плоскостопии работниками в дошкольных учреждениях города и района.

Предлагаемое пособие является результатом обобщения и систематизации опыта работы по теме: «Профилактика и коррекция плоскостопия».

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Я в течение длительного времени, 5 лет, работаю над проблемой профилактике и коррекции плоскостопия. Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно смериться с ним и чувствовать себя не плохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение можно быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы).

Но я в своей работе использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени, корригирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – веточки ели, степы, дорожки с мелкими различными предметами – палочки, веревочки, камешки, шишки и т.д.

Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.

Цель: выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

– выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;

– использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.

– закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

– формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

– формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;

– осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

– выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;

– воспитание физических качеств;

– приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;

– воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

– укрепление мышц стопы и голени ног.

– повышение уровня физической подготовленности.

– сформированность осознанной потребности в выполнении

упражнений в домашних условиях.

– благотворное влияние сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья..

В пособии использовала идеи работы с детьми по плоскостопию профессора В.В Красовской, проводившей исследования в г. Красноярске; А.А.Николаевой (г.Москва); С.Н.Поповой «Лечебная физическая культура».

В своей работе опираюсь на таблицу показания изменения свода стопы. Выявляю детей, болеющих плоскостопием в начале учебного года и в конце года, делаю сравнительную характеристику.

При систематической работе мы видим изменения в положительную сторону

Те задачи, которые я ставила в начале работы, были выполнены. В результате работы по профилактике и коррекции плоскостопия мы видим изменения свода стопы детей. При сравнении полученных показателей (сентябрь – май), мы видим положительную динамику у 6 детей. У них ширина свода стопы уменьшена на 0,5 – 1см. Показатели на том же уровне остались у 9 детей. Я хочу еще раз отметить, что вылечить совсем плоскостопие невозможно, но при целенаправленном педагогическом воздействии можно подкорректировать и дети будут чувствовать себя не плохо.

Перспективный план работы с детьми по профилактике и коррекции плоскостопия

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Татьяна Яковлева
Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

Комплекс №1

1. И. п. – стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И. п. – сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п. – сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее».

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнениявыполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и. п.– сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И. п. – сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания» – совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. «Поклонились»– согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. «Большой палец поссорился»– двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. «Поссорились, помирились»– развести носки ног в стороны, свести вместе.

И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. «Ёжи»– стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6. «Подними платки»– около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. «Растяни ленточку»– около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»– пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами – 10-12 раз.

6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку – 8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.– лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнениявыполняются в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И. п. – сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

Упражнениявыполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки).

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

«Путешествие в джунгли». Конспект физкультурного занятия для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • упражнять детей в ходьбе и беге в колонне с дополнительными заданиями; • учить детей выполнять общеразвивающие.

Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. Игровое упражнение «Спрячь мышку»Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопияДанный комплекс упражнений направлен как на профилактику, так и на коррекцию.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста кружка «Здоровый ребенок» 1. «Качели» (и. п – о. с, руки на пояс. Поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки) Раскачались все качели, Выше сосен, выше елей. В.

Упражнения при плоскостопии: вернуть здоровье стопам реально!

Плоскостопие- это патология в виде уплощения сводов стоп, которое может оказаться как врожденным заболеванием, так и приобретенным. Проявившись, болезнь прогрессирует. Эффективность профилактики и лечения зависит от того, на каком этапе диагностирована проблема. Сегодня рассмотрим, какие упражнения при плоскостопии можно выполнять для того, чтобы приостановить болезнь, и излечиться.

Что собой представляет плоскостопие

Болезнь проявляется как деформация свода стопы, которая вызвана снижением тонуса мышечно-связочных структур и изменениями в форме плюсневых косточек. Это чревато нарушениями толчковой и амортизационной функций.

Виды уплощения стоп

Различают следующие виды деформаций:

  • травматическая;
  • врожденная;
  • рахитическая (у детей);
  • паралитическая;
  • статическая.

Лечебная физкультура поможет остановить дальнейшие изменения хрящевых и костных структур, и даже восстановить нормальную форму продольного и поперечного свода ног. Эффективность упражнений определяется регулярностью выполнения и техничностью.

Типы плоскостопия

  • Поперечный- как видно на фото, в этом случае деформируется сводчатый изгиб ступней, и это приводит к расхождению косточек плюсны по типу веера. Большой палец при этом отклоняется в сторону. Нагрузка на стопу обеспечивает уплотнение кожи, поэтому на поверхности ступни появляются болючие мозоли.

Важно! Данный вид заболевания составляет 56% от всех проблем со стопами.

  • Продольный- практически полное прилегание подошвы к полу при ходьбе. Этот тип зачастую проявляется до 25 лет, и ведет к удлинению ноги.
  • Смешанный- симптомы соединяются, и это выглядит как полное выравнивание нижней части стопы, что значительно усиливает нагрузку на область плюсны, от чего при ходьбе возникают отечности и боль.

Важные моменты лечебной физкультуры

  • Лечение плоскостопия гимнастикой наиболее эффективно в возрасте до 14 лет, так как у взрослых людей препятствием могут стать окостенение плюсны.
  • Регулярное выполнение физкультуры поможет значительно облегчить боли при нагрузках, и приостановит болезнь. Кроме того, спорт благотворно влияет на общий тонус мышц, и усиливает эластичность связок.
  • Восстанавливается рессорная и балансировочная функции стопы.
  • Врачи-ортопеды рекомендуют заниматься не менее 15, а в некоторых случаях 25 минут в сутки.

Комплексы упражнений при плоскостопии

Вашему вниманию эффективные упражнения против плоскостопия. Следует запастись терпением, так как терапия может занять 2-3 года, в это же время нужно заниматься самомассажем и использовать ортопедические стельки или обувь.

1 комплекс из позиции «на полу»

Первые упражнения от плоскостопия выполняются только лежа, чтобы разогреть мышцы и избежать возможных растяжений и травм. Для удобства лучше приобрести гимнастический коврик или тоненький матрас. Алгоритм действий- каждый вид упражнения выполняется 10-15 раз:

  • сядьте на пол, поочередно ноги отрывайте от земли, сгибая в колене;
  • не торопясь, сидя, тяните носочки на себя, вместе с тем разворачивая внутрь ступни;
  • оторвите от поверхности пола пятки, и попытайтесь прикоснуться к полу носками;
  • притроньтесь одной из ног поверхности другой ноги, вернитесь в исходную позу.

Данные упражнения для стоп помогут при продольно-поперечном плоскостопии, хорошенько прогреют мышцы и защитят от травм при дальнейших нагрузках.

2 комплекс из позиции «сидя» на стуле

Данный комплекс ЛФК для ступней выполняется в позиции сидя на гимнастическом коврике. Он поможет устранить уплощение сводчатого изгиба стопы:

  • согните ножки в колене, а после этого попеременно сжимайте пальцы ног;
  • расслабив мышцы, тяните носочки сначала по направлению к себе, а после- от себя;
  • слегка оторвите ножки от пола, и сводите их так, чтобы ступни соприкасались между собой;

  • станьте на коленки, упритесь носками в пол, а пятки поступательно сводите вместе и разводите врозь.

3 комплекс с теннисным мячиком

Данный комплекс упражнений при поперечном плоскостопии используется для детей дошкольного возраста, так как в процессе задействован теннисный или небольшой надувной мяч. Превратите занятие в увлекательную игру, и ваш малыш обязательно в нее втянется.

  • сидя на полу, стопами захватите мячик и приподнимите его немного вверх;
  • 10-15 раз покатайте мяч стопой от носков к пяточкам, согнув ноги в коленях;
  • выталкивайте мячик как можно дальше, удерживая его ногами на весу.

Гимнастика при плоскостопии будет эффективной только в случае выполнения упражнений с соблюдением всех рекомендаций. Движения должны быть точными и плавными, а при появлении болей в мышцах обязательно делать 10-15 минутный перерыв.

4 комплекс из положения «на стуле»

Самыми полезными упражнениями при продольном плоскостопии являются занятия со стулом и другими подручными средствами. Уже за 6-10 месяцев при регулярных тренировках у взрослых может исчезнуть деформация 1 и 2 степени. Сидя на стуле:

  • напрягите ступни и голени, аккуратно потяните носочки первым делом на себя, а после от себя;
  • большим пальчиком одной конечности проведите по голени второй;
  • одни за другими отрывайте от пола то пятки, то носки;
  • соедините ступни, и выпрямите колени, пытайтесь остаться в такой позиции минимум 10 секунд;
  • обеими ступнями выполняйте вращательные движения сначала в одну сторону, а затем в другую;
  • соедините вместе носки, при этом пяточки соединяйте и разъединяйте;
  • сидите на стуле с максимально ровной спиной, постарайтесь поднять с пола пальцами ручку или спичку;
  • катайте по полу ногами любые палки или мелкие предметы- мячики, шарики и тд.

Все упражнения довольно просты, и подойдут как для взрослых, так и для детей. Старайтесь проводить занятия в хорошо проветривающейся комнате босиком.

Для дополнительного массажа возьмите в привычку периодически ходить без обуви по неровному покрытию- камешкам, гальке, траве.

5 комплекс из позиции «стоя»

Предложенные упражнения подойдут для всех типов возрастных групп и всех деформаций стопы. Помните, что третья и вторая степень заболевания в позиции стоя прорабатывается только после разминки.

  • обопритесь руками о стену, медленно поднимитесь на носочки, после чего опуститесь вниз;
  • встаньте на наружные зоны стоп, задержитесь так на 20-30 секунд;
  • выполняйте неторопливые повороты, делая упор то на правую, то на левую ногу;
  • приседайте 15-20 раз, не отрывая пяточки от пола;
  • как можно сильнее наклоняйтесь вперед, перенося массу тела на носки;
  • ходите по комнате, делая упор на внутреннюю часть стопы.

Интересно! Наиболее эффективные физические упражнения для профилактики плоскостопия- это движения со сменой центра тяжести. Перенос нагрузки на разные зоны стопы стимулирует работу мышц и помогает укрепить связки.

6 комплекс в динамике

ЛФК и утренняя гимнастика могут стать хорошей привычкой для людей с проблемными стопами:

  • ходите по комнате, оторвав пальцы от земли;
  • поднявшись на цыпочки, сделайте по 15-20 шагов вперед-назад;
  • на пятках пройдите из одного угла помещения в другой.

Вспомогательные методы лечения

Для того чтобы ускорить достижение положительного результата, вместе с тренировками используйте:

  • ванночки с морской солью- расслабят мышцы и нормализуют циркуляцию лимфы;
  • массаж ног- улучшит кровоток и снимет напряжение;
  • ортопедическая обувь или стельки- обеспечат поддержку стопам при ходьбе и снимут нагрузку с плюсны.

Важно! Исправление деформированных костей при регулярных тренингах произойдет только через 2-3 года, а вот через 2 месяца уйдет боль, отечность и утомляемость при ходьбе.

Плоскостопие- патология, которую можно вылечить с помощью гимнастики и массажей. В видео, приведенном ниже, вы сможете более детально изучить принципы выполнения ЛФК. Был ли у вас опыт борьбы с плоскостопием? Поделитесь самыми, на ваш взгляд, полезными упражнениями с читателями ниже в комментариях.

Видео: Упражнения для терапии и профилактики плоскостопия

ПЛОСКОСТОПИЕ: упражнения, которые помогут исправить ситуацию

Это гимнастика применяется для достижения корригирующего эффекта при первой степени плоскостопия, она тренирует мышцы, укрепляет связочный аппарат, исправляет порочную установку костей стопы, формирует правильный стереотип ходьбы

Лечебная гимнастика применяется для достижения корригирующего эффекта при первой степени плоскостопия, она тренирует мышцы, укрепляет связочный аппарат, исправляет порочную установку костей стопы, формирует правильный стереотип ходьбы.

Существуют разные комплексы лечебной гимнастики, лечебных упражнений для борьбы с плоскостопием. Некоторые из них мы приводим ниже. Каждый из этих комплексов, несомненно, полезен для больных ног, и только от вашего усердия будет зависеть улучшение самочувствия. Упражнения эти активно укрепляют мышцы стопы и голени, поддерживающие своды.

Необходимо сразу заметить, что все они в чем-то схожи, а в чем-то различаются. Вовсе не обязательно пользоваться всеми комплексами. Следует выбрать 1 – 2 наиболее удобных, наиболее комфортных для вас или вашего ребенка, соответствующих вашему ритму и образу жизни.

Минимальный курс упражнений для стопы при продольно поперечном плоскостопии

Подготовительный этап – мануальная терапия стопы. Перед упражнениями с целью разработки застоявшихся суставов полезно выполнить ручное устранение тугоподвижности суставов стопы (мобилизацию суставов):

руками потянуть каждый палец стопы;

с усилием руками согнуть и разогнуть каждый сустав пальцев на стопе.

Каждое упражнение выполняется до наступления чувства усталости в мышцах с постепенно нарастающей нагрузкой. Рекомендовано проводить от двух до четырех сеансов в день.

1. С напряжением сгибать и разгибать пальцы стоп до усталости.

1а. Вариант упражнения № 1, при начальной деформации больших пальцев. Напряженно сгибать и разгибать все пальцы, натянув между большими пальцами резиновое кольцо.

2. Статическое упражнение. Максимально согнуть пальцы и удерживать их в таком положении до усталости (20 – 40 с).

3. Работая мышцами стопы, сократить продольный свод (пальцы не сгибать!). Стопа должна сократиться на 3 – 4 см. Отпустить мышцы, возвращая стопу в исходное положение.

4. Сокращая мышцы стопы и не сгибая пальцы (!), сократить продольный свод и удерживать в таком напряженном положении некоторое время до усталости (20 – 30 с).

5. Зажав карандаш между первым и вторым пальцами стопы, производить круговые движения справа налево и обратно. Для детей целью являются нарисованные круги на бумаге.

6. Во время ходьбы и прыжков стараться отталкиваться от пола не головками плюсневых костей (их еще называют плюснефаланговыми суставами), а пальцами стоп.

Не нужно перегружать себя. Достаточно вначале проделывать комплекс упражнений в течение 1 минуты, затем продолжительность занятий можно увеличить до 5 – 10 минут.

Так как плоскостопие прогрессирует у людей, физически менее развитых или ослабленных, лечебную гимнастику для нижних конечностей сочетайте с общеукрепляющими упражнениями.

Тренировки должны повторяться 3 – 4 раза в день. Только тогда будет эффект.

После выполнения упражнений или любой другой нагрузки хорошо сделать теплую ванночку для ног с морской солью или хвойным экстрактом, снимающую усталость и боль.

Базовый комплекс лечебной гимнастики при плоскостопии

1. Ходьба:

а) на носках, руки вверх – по 20-30 секунд

б) на пятках, руки на пояс – по 20-30 секунд

в) на наружном своде стоп, пальцы согнуты, руки на пояс – по 20-30 секунд

г) с мячом теннисным) – зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп – по 20-30 секунд

2. Стоя на палке (обруче):

а) полуприседания и приседания, руки вперед или в стороны – повтор 6-8 раз

б) передвижение вдоль палки – ставить стопы вдоль или поперек палки – повтор 3-4 раз

3. Стоя:

а) на наружном своде стоп – поворот туловища влево-вправо – повтор 6-8 раз

б) поднимание на носках с упором на наружном своде стопы – повтор 10-12 раз

4. “Лодочка” – лежа на животе, одновременно поднять руки, голову, ноги и держать до 5-7 минут – повтор 4-6 раз или сколько продержит

5. “Угол” – лежа на спине держать ноги под углом 45 градусов до 2-5 минут – повтор 4-6 раз или сколько продержит

6. Сидя:

а) сгибание-разгибание пальцев стоп – повтор 15-20 раз

б) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола – повтор 15-20 раз

в) с напряжением тянуть носки на себя, от себя (медленно. колени прямые) – повтор 10-12 раз

г) соединить стопы (подошвы), колени прямые – повтор 10-12 раз

д) круговые движения стопами внутрь, кнаружи – повтор 10-12 раз

е) захватывание и приподнимание пальцами стопы карандаша – повтор 10-12 раз

ж) захватывание и приподнимание стопами малого мяча, колени прямые – повтор 6-8 раз

з) подбросить и поймать мяч стопами – повтор 6-8 раз

и) катание мяча стопой от носка к пятке, обхватывая стопой мяч – повтор 10-15 раз

Лечебные упражнения 1 В исходном положении сидя с выпрямленными ногами.

Упражнения в положении сидя

Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги. • Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, затем повторить упражнение, поменяв ноги.

Сидя с согнутыми ногами.

Сгибание пальцев стоп.

Приведение стоп внутрь.

Кружение стопами внутрь.

Захватывание и поднимание стопами мяча (волейбольного или набивного).

Захватывание и приподнимание карандаша пальцами.

Захватывание и приподнимание губки пальцами.

Подтягивание пальцами стоп тонкого коврика.

В исходном положении стоя.

Упражнения в положении стоя

Энергичное надавливание пальцами стоп на пол – ноги врозь, передний отдел стоп приведен; попеременные повороты корпуса вправо и влево с переводом стоп на наружный край.

Стоя на носках, стопы параллельно; переход на наружный край стопы и возвращение в исходное положение.

Стопы параллельно. Попытка привести стопы, надавливая ими на пол.

Ходьба босиком по песку или коврику из поролона (можно с большим ворсом) с опорой на наружный край стоп и с согнутыми пальцами.

Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.

Ходьба по бревну боком (босиком).опубликовано econet.ru.

Александра Васильева “Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения”

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:  Укладка на каждый день на тонкие волосы
Ссылка на основную публикацию
В естественных условиях
Дома