Упражнения для профилактики нарушения осанки

Комплексы упражнений для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Комплекс 1. Упражнения у стены: Упражнения с предметами:

    Семён Бибиков 2 лет назад Просмотров:

1 Комплексы упражнений для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Большую часть своего времени ребёнок проводит в детском саду, следовательно, профилактику нарушения осанки следует проводить непосредственно в данном образовательном учреждении. Нами были подобраны комплексы физических упражнений для профилактики нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Комплекс 1. Упражнения у стены: – встать спиной к стене (без плинтуса) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. Не меняя положения сделать несколько шагов вперёд, в сторону, вернуться в исходное положение; – стоя спиной к стене присесть, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделав шаг вперёд, и вернуться в исходное положение; – стоя спиной к стене, поднять руки вперёд, вверх, в стороны, сделать шаг вперёд не меняя положения спины и повторить упражнение; стоя спиной к стене поочерёдно поднимать согнутые в коленях ноги, захватив их руками. Сделать шаг вперёд и повторить упражнение. Упражнения с предметами: для их выполнения потребуется мешочек наполненный солью или песком, весом 200 гр. – спина прямая, мешочек на голове пройти вперёд 10 метров и вернуться в исходное положение; – спина прямая, мешочек на голове присесть вернуться в исходное положение; – встать на скамеечку и сойти с неё. Упражнения, укрепляющие мышцы спины и плечевого пояса: – спина прямая ноги врозь положить ладони на лопатки (локти вверх) развести

2 руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга, вернуться в исходное положение: – спина прямая ноги врозь сцепить кисти за спиной – правая рука сверху левая снизу, поменять положение рук вернуться в исходное положение; – спина прямая ноги врозь руки за голову наклоны вправо-влево; – спина прямая ноги врозь руки за голову повороты вправо-влево. Комплекс 2. Упражнения на ощущение правильной осанки: Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы. 1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз. 2. Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины. 3. Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360, выпрямиться, вернуться к стене. Упражнения из исходного положения стоя: 1. И.п. – о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону). 2. И.п. – о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) – вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении). 3. И.п. – о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз). 4. И.п. – о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой). 5. И.п. – о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).

3 6. И.п. – о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз). 7. И.п. – стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в сторонывверх-вперед. Вернуться в и.п. 8. И.п. – о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки. 9. И.п. – о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза). 10. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз). 11. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать ножницы, поочередно меняя положения рук, 4-6 раз, за головой. Упражнения из исходного положения стоя: 1. «Малыши растут». И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5-6 раз). 2. «Малыши тянутся». И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза). 3. «Малыши ловят пяточку». И.п. – сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3-5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4-6 раз). 4. «Силачи». И.п. – сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4-5 раз).

4 5. «Машут наши ручки». И.п. – стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз). 6. «Колечко». И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1-2 раза). 7. «Березка». И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на секунд. 8. «Ладошки встретились». И.п. – сидя на коленях, таз между ног. Соединить руки за спиной; одна сверху, другая снизу. Задержаться на некоторое время, затем поменять положение рук. 9. «Складочка». И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям. 10. «Треугольники». И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ноги. Упражнения лежа на спине: 1. И.п. – лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. (5-6 раз) 2. И.п. – лежа на спине. С напряжением поднимаем руки вперед-вверх, возвращаемся в и.п. (5-6 раз).

5 3. И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5-6 раз). Положения рук чередовать. 4. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2-3 раза). 5. И.п. – лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в исходное положение (5-6 раз). 6. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты и подтянуты к животу. Поочередно выпрямлять ноги в коленях, не опуская их на пол (4-8 раз). 7. И.п. – лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать ноги вверх. Упражнения из исходного положения лежа на животе: 1. И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6-8 раз). 2. И.п. – лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5-7 раз). 3. И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6-8 раз). 4. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд – прямо (4-6 раз). 5. И.п. – лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться – корзиночка, покачаться (1-2 раза). 6. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5-7 раз). 7. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2-4 раза).

Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки

Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки

В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

Встать спиной к стене, касаясь ее за­тылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не те­ряя касания со стеной.

Стоя у стены, принять правильную осанку. Развести руки в стороны, выполнять наклоны вправо и влево.

Стоя лицом к стене, поднять руки вверх, отводить ноги назад-вверх.

Стоя у стены, принять правильную осанку. Руки за голову, локти вперед. Подняться на носки, локти в сторо­ны, вернуться в исходное положение (и. п.).

Стоя у стены, прижаться к ней. Руки вперед, приседать и выпрямляться, касаясь стены затылком и тулови­щем.

Стоя спиной к стене на расстояние шага от нее, наклониться назад, упе­реться руками в стену, прогнуться в верхней части позвоночника.

Стоя спиной к стене на расстоянии шага, опереться о нее лопатками и руками, согнутыми за головой. Про­гнуться вперед (руки прямые), дер­жаться так 4—5 с и вернуться в и. п.

Ноги вместе, руки опущены. Выпря­мить спину, развернуть грудь, немно­го приподнять голову. Прямые руки поднять над головой, прижаться к ушам, ладони соединить. Стоять в таком положении 10-15 с.

Ноги на ширине плеч, стопы парал­лельны, руки вдоль туловища. Под­нять прямые руки через стороны до уровня плеч, наклониться вправо, левой рукой коснуться ступни правой ноги, правую руку поднять верти­кально вверх. Смотреть на поднятую вверх правую руку в течение 5 с. Вер­нуться в и. п. и выполнить упражне­ние в другую сторону.

С палкой за спиной на сгибах локте­вых суставов приседать, сохраняя правильную осанку.

СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Оттянуть носки и сесть на пятки, руки за голову. Подняться с пяток и, разводя прямые руки в стороны ла­донями вверх, сильно выдвинуть таз вперед. Вернуться в и. п.

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (по­очередно) и голову, прогибаясь в пояснице.

Мяч (надувной или набивной) – за спиной. Наклон назад. Прогнуть­ся (мяч под поясницей), не отрывая таз от пола. Желательно головой коснуться пола, руки вверх (или за голову).

Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и. п.

Сидя спиной к гимнастической стен­ке, ухватиться руками за вторую рей­ку снизу. Согнуть ноги (не отрывая от пола). Поднимая таз, прогнуться.

Руки (согнутые в локтях) — за головой. Опираясь головой на руки и тазом на пол, прогнуться так, чтобы лопатки не касались пола.

Руки развести в стороны. Опираясь на пол затылком, пятками и ру­ками, приподнять туловище и держаться так 3-5 с.

Руками упереться в пол возле головы (кисти развернуты к ногам, локти вверх). Ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Выполнить «мостик» и вернуться в и. п.

Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.

Читайте также:  Как сделать прическу пышной ( 16 способов)

Кисти рук соединить за спиной. Под­нять голову и плечи, прогнуться, вер­нуться в и. п. Ноги от пола не отры­вать.

Кисти рук соединить за спиной. Под­нять голову, плечи и ноги; прогнуть­ся, вернуться в и. п.

Руки вытянуть вперед. Слегка отвести назад согнутую левую ногу, взять­ся левой рукой за стопу и тянуть ее к голове, поднимая голову и плечи. Держаться так 5-7 с. Проделать то же самое правыми ногой и рукой.

Слегка поднять согнутые ноги, взять­ся руками за стопы и потянуть их к голове. Держаться так 5-7 с.

Руки вытянуть вперед. Прогнуться, отрывая от пола руки и ноги. Дер­жаться так 3—5 с.

Лежа головой к гимнастической стенке, ухватиться руками, согнуты­ми в локтях, за вторую рейку. Вып­рямить руки, прогнуться, вернуться в и. п.

Лежа перед стулом, вытянуть руки вдоль туловища. Приподнять ту­ловище, взмахнуть прямыми руками через стороны и опустить их на край стула. Вернуться в и. п.

С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ

Положить на голову книгу или мешочек с песком (размер 20 х 20 см, нес 150 г), или другой предмет.

Стоя с предметом на голове и сохра­няя правильное положение тулови­ща, подняться на носки, вернуться в и. п.

Ноги шире плеч, руки опущены. По­вороты вправо и влево, руки в сторо­ны.

Стоя у стены, поднимать к груди по­очередно левое, затем правое колено.

Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой.

Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.

Опуститься на колени, сесть на пятки и встать.

Сохраняя правильную осанку, сесть на скамейку и встать.

Встать на скамейку или на стул, за­тем сойти на пол.

Вис на гимнастической стенке или перекладине.

В висе на перекладине отводить ноги и голову назад, прогибая спину.

Повороты туловища вправо и влево как можно больше. Прямые ноги вместе.

Махи прямыми ногами вправо-вле­во («Маятник»).

В висе на согнутых ногах на гимнас­тической лестнице раскачивать туло­вище вперед-назад.

Вис на согнутых ногах на гимнасти­ческой лестнице с набивным мячом в руках.

В висе на гимнастической стенке (или перекладине) разводить ноги в стороны.

В висе на гимнастической стенке ка­саться ногами одной из нижних реек. Передвигаться вправо и влево.

Выходи на тренировку!

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку!

Мы проверили осанку

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Все в затылок подравнялись,

На носочках приподнялись,

По скамеечке пошли

И овражек перешли.

Высоко подняв колени,

Все шагают как олени.

Смотри не зевай,

Руки в стороны, согнули,

Верх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Посмотрели через левое плечо,

Через правое еще.

Дружно все присели,

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара.

Вдох глубокий, выдох полный.

Разгулялись в море волны.

Мы с приятелем вдвоем

Через речку поплывем

Вот как здорово! Вот класс!

На крутом берегу полежим,

Руки вверх поднимаем!

Раз, два, три потянемся,

На счет раз, два, три – покатимся.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Ноги не напряжены,

А расслаблены они.

Вот так лодка-лодочка

Как стрела летит,

Я стремителен и скор,

Потому что я – боксер.

И расслаблено все тело.

Расправил крылья самолет,

Приготовился на взлет,

Задрожал весь, загудел,

Над землею полетел.

Час летел и два летел,

Мы немножко отдохнем,

Отдохнем, опять начнем.

А мальчишки и девчонки

Головы подняли вверх!

Выше, все выше, вверх-вверх!

Опустили их обратно

И расслабились, приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена спина.

Сильно, сильно потянуться

И на спину повернуться.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают.

Шея не напряжена

Губы чуть приоткрываются,

Все спокойно расслабляются.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Стало палубу качать –

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем!

А другую расслабляем!

Ноги будем поднимать,

Поднимать и опускать.

Делай эдак, делай так.

Наши мышцы не устали –

А еще послушней стали!

Нам остановится понятно:

«Солнышко и тучка»

Солнце зашло за тучу, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание на3-4 сек.).

Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – рассла­биться, сделать глубокий выдох.

«У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет – гвоздь упадет» – дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и присе­дают.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки, желтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

1 -4 – ходьба на месте по кругу.

И. п.: о. с. 1 – наклон вправо; 2 – наклон влево; 3 – наклон вперед; 4 – и. п.

И. п.: о. с. 1 – 4 – ходьба в низком приседе, 5-8 – и. п.

И. п.: о. с. 1 – 4 – полуприседая, «погрозить паль­цем»; 5-8 – и. п.

Лапками гребите, зернышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы полное корытце.

И. п.: о. с. 1-4 – согнуть правую ногу и разо­гнуть вправо; 5-8 – согнуть левую ногу и разогнуть влево.

И. п.: о. с. 1- 2 – поглаживание живота сверху вниз; 3-4 – руки вверх, в стороны.

И. п.: о. с. 1 – 2 – поворот направо, руки за спиной; 3-4 – поворот налево, руки за спиной.

1 -4 – прыжки на обеих ногах вперед, назад.

«Изобрази в рифму»:

Вместо шапки на ходу Он надел. (сковороду).

Пошла муха на базар И купила. (самовар).

И пришел к Айболиту Барбос: «Меня курица клюнула в. (нос)».

Сюда из джунглей поутру Прискакала. (кенгуру).

Толстокожий, неуклюжий, У него огромный рот. Любит воду, но не лужи, Житель Нила. (бегемот).

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка. (Лиса)

Великан в бору живет,

Он сладкоежка – любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать он на полгода. (Медведь)

Упражнения на развитие общей моторики

Мы снежинки, (И. п.: ноги мы пушинки, на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево)

Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360 градусов)

Мы, снежинки – балеринки (наклоны туловища вправо, влево)

Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево)

Мы деревья побелили (подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли (приседание)

И от стужи сберегли.

Ах ты, совушка-сова, (И. п.: о. с. Руки на плечи, круговые движения)

Ты большая голова! (Руки на затылок, наклоны влево, вправо)

Ты на дереве сидела, (Высокое поднимание колен)

Головою ты вертела, (Повороты головы, вправо, влево)

Во траву свалилася, (Глубокий наклон вперед. 2 приседания.)

Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет

Анжела Утробина
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет

Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии:

И. П – сидя на стульчике,

1 – Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

2 — захватывание стопами мяча и приподнимание его;

3 — максимальное сгибание и разгибание стоп;

4— захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.);

5 — скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев;

6 — сдавливание стопами резинового мяча;

7 — собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки;

8 — катание палки стопами;

9 — повороты туловища без смещения, (выполнять без рывков);

10 — перекат с пятки на носок и обратно;

11 — полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед;

12 — лазанье по гимнастической стенке (на рейки встают серединой стопы);

13 — ходьба по гимнастической палке;

14 — ходьба по брусу с наклонными поверхностями;

15 — ходьба по ребристой доске;

16 — ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости;

17 — ходьба по поролоновому матрацу;

18 — ходьба на месте по массажному коврику.

Комплексы упражнений при нарушении осанки с гимнастической палкой.

1. Комплекс упражнений:

1. И. п. — лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, ноги прямые и сомкнутые. На счет 1 поднять прямую правую ногу, на счет 2 — опустить. То же — левой ногой. Повторить 2—3 раза каждой ногой.

2. И. п. — лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. На счет 1 — поднять прямую правую ногу и левую руку, на счет 2 — опустить. То же — поменяв ногу и руку. Повторить 2— 3 раза.

3. И. п. — лежа на животе, руки, вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. Развести руки в стороны, затем согнуть в локтях и провести под грудью, имитируя движения пловца. При этом грудь немного поднимается (опора на мышцы живота). Ноги не сгибать и не отрывать от пола. Повторить 3—5 раз.

4. И. п. — лежа на спине, взять в руки палку. На счет 1 — поднять руки над головой, на счет 2—5 — проделать ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

5. И. п. — сидя на пятках, руки вытянуть перед собой. На счет 1 — наклониться вперед и упереться руками в пол. На счет 2 — быстро скользнуть и продвинуться всем телом вперед, выпрямляя ноги, коснувшись грудной клеткой и животом пола, руки не сдвигать. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

2. Комплекс упражнений:

6. И. п. — упор на руках и коленях. Поднять правую руку и правую ногу (па-раллельно полу, задержаться в этом положении, вытягивая ладонь и ступню. Вернуться в и. п. То же — поменяв руку и ногу. Повторить 2—3 раза.

7. И. п. — лежа на животе, руки с гимнастической палкой отвести назад и согнуть в локтях, ноги прямые. Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола и задержаться в этом положении на несколько секунд. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

8. И. п. — лежа на спине, руки выпрямить и завести за голову, ноги прямые. Сделать мах руками вверх, сесть, не отрывая ноги от пола, потянуться вверх. Задержаться в этом положении на несколько секунд и вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

9. И. п. — лежа на животе, выпрямленные руки с палкой завести назад, ноги прямые. Прогнуться, подняв голову, руки, заведенные за спину, и прямые сомкнутые ноги. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

3. Комплекс упражнений:

10. И. п. — лежа на спине, прямые руки завести за голову, поднять прямые сомкнутые ноги под углом 45 градусов. Опустить. Повторить 5 раз.

11. И. п. — лежа на животе, руки положить под грудью на ширине плеч. Отжаться несколько раз на руках, не отрывая ног от пола. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

12. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. В течение нескольких секунд выполнять «ножницы», не сгибая ноги в коленях. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

13. И. п. — лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги прямые, голову опустить. Поднять голову и тянуть прямые руки и ноги. Задержаться в этом положении. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

14. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. Поднять прямые сомкнутые ноги и завести их, если возможно, за голову. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

После упражнений — встать, пробежаться или пройтись бодрым шагом по комнате, постепенно сбавляя темп.

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание – закаляет организм, совершенствует.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Читайте также:  Укладки на каждый день средняя длина

Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки Конспект организации и проведения утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки).

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики — пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия» Консультация и мастер-класс для родителей на тему: «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия». В последние годы в дошкольные.

Оздоровительное занятие по профилактике нарушения осанки и плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Задачи: 1. Создание условий для формирования.

Педкопилка: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей 4–7 лет. Построение в шеренгу. Встать в положение “основная стойка”: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное.

Примерный комплекс физических упражнений на формирование правильной осанки детей 4–6 лет Целью лечебной гимнастики является формирование правильной осанки. Данный комплекс выполняется в игровой форме, развивает воображение и.

Нарушение осанки. Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у школьников

Введение

По данным ВОЗ из каждых 100 учеников в школе 50 неизбежно «зарабатывают» сколиоз, 20-40 – близорукость, 30-40 – отклонения в сердечно-сосудистой системе, 20-30 – то, что медики называют нервно-психическими дисфункциями. 50 % детей страдают желудочно-кишечными заболеваниями. Среди окончивших школу практически нет здоровых детей. Подробнее остановимся на одной из самых распространенных аномалий – нарушении осанки.

Еще с древних времен известно, что красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Различные нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, других жизненно важных органов, ухудшают обмен веществ, искажают форму тела.

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания.

Нарушения осанки – отклонения позвоночного столба от анатомической нормы в переднезадней или поперечной плоскостях – сопровождаются изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук, ног.

Людей с правильной осанкой видно сразу. Голову они держат прямо, у них умеренные изгибы позвоночника, грудь распрямлена, живот подтянут, ноги выпрямлены.

У человека с правильной осанкой фигура выглядит красивой и стройной, а походка легкой.

Одной из задач физического воспитания в школе является контроль не только за физической подготовленностью учащихся, но и за основами теоретических знаний, умениями самостоятельно составлять и пользоваться развивающими и реабилитационными комплексами и упражнениями.

Далее будут рассмотрены краткие характеристики распространенных нарушений опорно-двигательного аппарата и рекомендованы комплексы упражнений для коррекции и профилактики нарушений.

Нарушение осанки

Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. При ее нарушении ухудшается функция дыхания, может появиться близорукость, остеохондроз позвоночника и другие заболевания.

Осанку предопределяет множество факторов, в том числе врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально-гигиеническими правилами. Это нерациональный образ жизни, малая двигательная активность, плохая закаленность.

Основными средствами формирования правильной осанки являются:

– физические упражнения,
– закаливание,
– самоконтроль учащихся за соблюдением правильной осанки в ходе выполнения различных заданий, игр и т.п.

Очень много времени учащиеся проводят за партой, а дома – за рабочим столом, готовясь к урокам. Поэтому очень важно, чтобы они сохраняли правильную рабочую позу. При выполнении письменных работ следует сидеть так: предплечья на крышке стола, плечи на одном уровне, голова немного наклонена вперед, ноги поставлены на пол параллельно, голени под прямым углом к бедрам. Слушая объяснения учителя или ответы товарищей, учащиеся сидят непринужденно, опираясь на спинку сиденья, но при этом правильно и красиво держат голову и туловище.

Основные причины, которые приводят к нарушению осанки, – это перенесенные болезни, нерациональный режим, пренебрежение физическими упражнениями на учебе и в семье, несоответствие мебели (высоты стола или стула) росту ребенка, переутомление при длительном сидении, привычка неправильно сидеть, плохое освещение рабочего места, тесная и неудобная одежда, слабое зрение.

В течение учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся, снижается их внимание, работоспособность. Дальнейшее сидение за партой вызывает застойные явления, ведет к утомлению мышц спины, шеи, ног. Утомившись, учащиеся обычно опускают плечи и голову, перекашивают туловище влево или вправо и т.п. Все это отрицательно влияет на формирование правильной осанки.

Естественно, надо так строить свою жизнь, чтобы по возможности исключить все эти причины искажения осанки. Например, противостоять утомлению на учебных занятиях помогают физкультминутки.

Искривление позвоночника

Если смотреть на позвоночник сзади, то в норме он выглядит прямым, однако иногда заметно искривление в ту или другую сторону. Такое искривление называется сколиозом.

Известны два основных типа сколиоза:

1. Функциональный сколиоз, причиной которого обычно является разная длина нижних конечностей.
2. Органический сколиоз, вызванный заболеваниями или повреждениями костей, мышц или нервов.

Раньше люди узнавали впервые о том, что у них одна нога короче другой, от своего портного. В наше время мы обычно носим готовую одежду, поэтому вся ответственность за своевременное обнаружение такого дефекта ложится на родителей, учителей, работников здравоохранения. Особое внимание следует уделять детям в возрасте от 9 до 14 лет, у которых кости растут очень быстро.

Заметить подобное нарушение не так уж сложно, если знать, на что обращать внимание. Родителей должно насторожить появление у ребенка одного или нескольких признаков укорочения конечности:

– Одно плечо выше другого.
– Одна лопатка выступает больше, чем другая.
– Одна рука длиннее другой.
– Наличие на спине односторонней выпуклости.

Попросите ребенка наклониться вперед, чтобы спина была параллельна полу, а расслабленные руки свободно свисали вниз.

Обнаружив на спине одностороннюю выпуклость, обязательно сообщите об этом лечащему врачу или физиотерапевту.

В связи с тем, что разница в длине ног, как правило, невелика, ее вполне можно не заметить до тех пор, пока об этом не скажет врач. В среднем у 8 человек из 10 одна нога короче другой, причем многие люди так никогда и не сталкиваются с неблагоприятными последствиями этого. Однако в некоторых случаях это достаточно распространенное явление приводит к развитию сколиоза и возникновению множества других проблем, включая ротацию бедер (развернутость бедра кнаружи или внутрь), что, в свою очередь, способно вызвать боль в любом отделе позвоночника.

Сколиоз обычно легко поддается коррекции с помощью специальных упражнений и ортопедической обуви или, по крайней мере, удается предотвратить его прогрессирование.

Комплекс упражнений для позвоночника

  1. И.п. – сидя на стуле (сохраняется для первых 8 упражнений), руки опущены вдоль туловища. Повороты головы – влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.
  2. Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.
  3. Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок. Темп медленный. 5-10 раз.
  4. Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.
  5. Положить ладонь на область виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.
  6. То же с другой стороны.
  7. Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении 10 секунд, расслабление – 15 секунд. 6 раз.
  8. Самомассаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы. 5-7 минут.
  9. И.п. – лежа на спине, руки под головой. Давить головой на руки (темп медленный) – выдох. Расслабиться – вдох. 10 раз.
  10. И.п. – лежа на спине, руки на пояс. Поочередное сгибание и разгибание ног, не уменьшая прогиба поясницы. Стопы не отрывать. По 10 раз каждой ногой.
  11. И.п. – лежа на спине, руки на пояс, ноги согнуты. Прогнуться, поднимая таз – выдох, и.п. – вдох. 10-15 раз.
  12. И.п. – лежа на спине, кисть одной руки на груди, другой – на животе. Глубокий вдох (кисти приподнимаются), глубокий выдох (кисти опускаются).

Профилактика нарушений осанки

Прежде всего, необходимо постоянно контролировать положение тела.

В положении стоя следите, чтобы спина постоянно оставалась прямой. Если необходимо, увеличьте высоту письменного или обеденного стола, измените места крепления зеркал, обратите внимание на длину телефонного шнура. Нагрузка на позвоночник будет гораздо меньше, если не стоять подолгу, опираясь преимущественно на правую или левую ногу, а систематически переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Подолгу стоять не рекомендуется, если есть возможность, лучше пройтись вперед-назад.

В положении сидя постарайтесь сохранить поясничный изгиб, плотно обопритесь спиной о спинку стула. Сидеть нужно прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.

Стопы при работе сидя должны опираться о пол. Если стандартный стул не соответствует вашему росту, нужно смастерить подставку под ноги. Для чтения книг полезно изготовить специальную наклонную подставку.

Поднимая груз, согните ноги, а не наклоняйтесь вперед. Никогда не поднимайте тяжести, сгибая спину, будучи на прямых ногах. Приподняв груз над опорой, избегайте рывковых движений с поворотом туловища. Не держите груз на вытянутых руках, или наклонившись вперед.

Тем, кто носит сумку через одно плечо изо дня в день, неминуемо грозит искривление позвоночника. Для таких людей лучше подходят заплечные рюкзаки из легких синтетических материалов.

Методические рекомендации по улучшению осанки

Чтобы выработать правильную осанку, применяют две группы упражнений: общеразвивающие и специальные.

К первой группе относят упражнения, направленные на общее развитие организма, укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника. Выполняя общеразвивающие упражнения, человек укрепляет свой мышечный корсет. Для общего физического развития организма полезны упражнения, как без предметов, так и с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, гантелями и т.п.

К группе специальных относят упражнения, целенаправленно способствующие выработке правильной осанки. Некоторые из них довольно просты, и их можно выполнять в домашних условиях.

Формированию навыка правильно держать свое тело помогают упражнения, выполняемые в вертикальной плоскости, с предметами на голове, на равновесие. Чтобы научиться правильно держать голову, следует применять упражнения с удержанием на ней различных предметов (мешочка весом 200-300г и др.). Эти упражнения развивают статическую выносливость мышц и тем самым способствуют правильному положению головы и тела.

Упражнения на равновесие направлены на развитие способности удерживать позвоночник в правильном положении, что имеет большое значение для правильной осанки.

Для предупреждения сутулости очень полезны упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

  1. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Движения руками как при плавании способом «брасс», 6 раз.
  2. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения ногами, как при плавании способом «кроль», 6-10 раз.
  3. И.п.– о.с. Дыхательные упражнения, 2-3 раза.
  4. И.п. – лежа на животе, кисти под подбородком. Поднять ноги. Держать 3 счета, 4-6 раз.
  5. И.п. – лежа на спине, руки на пояс. Медленно сесть без опоры на руки, медленно лечь, 4-6 раз.
  6. И.п. – о.с. Дыхательные упражнения, 2-3 раза.
  7. И.п. – стоя ноги врозь в двух шагах от стула. Наклон вперед, хват за спинку стула, сделать «круглую» спину, рывком прогнуться. Держать 3 счета. Вернуться в и.п., 4-5 раз.

Комплекс упражнений для выработки устойчивого навыка осанки

  1. В положении основной стойки расположите на голове какой-либо предмет. Сохраняя правильную осанку, опуститесь поочередно на колени, затем сядьте на пятки и в обратной последовательности вернитесь в исходное положение.
  2. Стоя, разведите руки в стороны, держа в правой руке небольшой предмет (кубик, мячик). Поднимая правую руку вверх, согните ее в локте, левую заведите вниз – за спину и передайте предмет в левую руку. То же повторить из левой руки в правую. 15 – 20 раз.
  3. Стоя у стены и касаясь ее затылком, спиной и пятками, поднимите согнутую правую ногу максимально вверх и прижмите к животу, обхватив руками голень. Затем выпрямите ногу и руки вперед. Повторить упражнение, поднимая левую ногу. 25 – 30 раз.
  4. С предметом на голове походите на носках, пятках, высоко поднимая колени, выпадами, зигзагами; выполните танцевальные движения.
  5. Побегайте ускорениями по прямой линии, по кривой, зигзагами.
  6. Прыжки, в том числе в глубину с возвышений (различной высоты).
  7. Кувырки вперед, назад, в сторону.
  8. Стойка на лопатках («березка») с открытыми и закрытыми глазами.
Читайте также:  Усталость ног варикоз

Эти упражнения способствуют:

  • увеличению подвижности суставов
  • улучшению гибкости позвоночника
  • укреплению мышц, поддерживающих позвоночник
  • растягиванию уплотненных мышц и связок
  • улучшению осанки.

Упражнения при нарушении осанки у детей – важнее, чем кажется

Упражнения при нарушении осанки у детей – лучшее, что могут посоветовать врачи для лечения этого серьезного недуга. Именно правильно подобранные физические нагрузки способны наиболее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус тела, улучшать двигательные функции скелетной мускулатуры.

Нередко доктора делают акцент на другие методики, такие как массаж, ношение корсета, водные процедуры, манипуляции врача-остеопата и прочие, выполнение которых требует участия медицинского персонала. Особенность гимнастики состоит в том, что ее можно выполнять самостоятельно у себя дома. При этом в условиях современного обилия информации, включая видео-источники, даже первое занятие родители могут провести для своего ребенка сами, без участия врача ЛФК. Но консультация ортопеда обязательна, ведь только он способен определить стадию заболевания и составить правильный план лечения. Бывает, что одной гимнастикой не обойтись. Если же ситуация еще не критична, вполне эффективными могут быть простые упражнения для профилактики нарушения осанки у детей. И не только для профилактики, но и для коррекции уже произошедших изменений.

Виды упражнений

По типу тренируемых мышц гимнастические приемы делятся на:

Первые призваны укреплять «медленные» мышечные группы, которые почти всегда находятся в тонусе, расслабляются очень медленно. При искривлении позвоночника в одной половине туловища мышцы данной группы находятся в состоянии спазма, для устранения которого и выполняются статические упражнения.

Вторые направлены на улучшение динамической работы мышц за счет повышения их эластичности. Во время таких тренировок задействуются «быстрые» мышцы, активирующиеся при движении.

По расположению тренируемых мышц упражнения делят на:

  • симметричные;
  • асимметричные;
  • комбинированные.

Симметричные работают с мышцами по обе стороны туловища, асимметричные – с отдельными зонами, комбинированные или смешанные включают обе группы упражнений.

Комплекс упражнений при нарушении осанки у детей

Универсального комплекса как такового не существует, но есть ряд простых и одобренных медиками упражнений, направленных на профилактику и коррекцию искривления позвоночника у детей. Наиболее популярны среди них:

  • Ходьба на месте с прямой спиной и расположенными на поясе руками.
  • Ходьба на носочках, ходьба с высоко поднятыми коленями также с прямой спиной и руками на поясе.
  • Наклоны и вращения головы.
  • Касание ладонями пола из положения стоя с прямыми ногами.
  • «Скручивания»: чередующиеся повороты туловища в обе стороны в положении стоя со сцепленными на затылке руками.
  • Наклоны вперед и в стороны с удерживаемой на плечах гимнастической палкой, скручивания с ней.
  • Приседания с вытягиванием рук вперед.
  • Поочередное поднятие прямых ног из положения стоя с попыткой дотянуться ладонью противоположной руки до носка и сохранением ровной спины.
  • Имитация велосипедной езды, сидя на стуле.
  • Поочередное поднятие прямых ног на высоту около 40 сантиметров из положения лежа без задержки ног на месте. Ноги при этом движутся одновременно, но в разных направлениях.
  • Одновременное поднятие прямых ног до угла в 30 градусов с фиксацией положения тела на полминуты. Возможно увеличение угла до 45 градусов.
  • Заведение прямых ног за голову из исходного положения лежа на спине.
  • «Ножницы»: попеременное заведение поднятых прямых ног одна за другую.
  • «Пресс» сидя на стуле с закрепленными стопами.
  • Притягивание коленей к животу из положения лежа.
  • Вис на перекладине с поднятием вытянутых ног до прямого угла с туловищем и фиксацией положения на 10 секунд.
  • Одновременное вытягивание параллельно полу левой руки и правой ноги (и наоборот), стоя на коленях.
  • «Кошечка»: выгибание спины, стоя на коленях с упором ладонями в пол.
  • И, конечно же, незаменимое при нарушении осанки упражнение «лодочка»:

Исходное положение: лежа на животе, подбородок на тыльной стороне ладоней, сложенных друг на друга.

Выполнение: плавное переведение рук на пояс с одновременным поднятием головы, плеч, сведением лопаток и фиксацией положения на максимально возможный промежуток времени.

Существуют различные варианты выполнения «лодочки»: с поднятием ног, вытягиванием рук вверх, вперед, назад или в стороны, заведением их за голову, а также с упором на пол. Каждый из них по-своему хорош.

При выполнении каждого упражнения спина должна быть абсолютно ровной, а количество повторений — соответствующим спортивной подготовке и самочувствию ребенка. Весь процесс должен проходить в присутствии родителя или медика, пока не станет явным отсутствие необходимости контроля со стороны взрослого. Лучшее время для занятий – утро.

Правильное выполнение упражнений можно найти на многочисленных обучающих видео, подобрав в итоге оптимальный комплекс, затрагивающий весь мышечный корсет и доставляющий ребенку удовольствие.

Курсы лечебной физкультуры должны быть длительными и регулярными, заниматься необходимо не реже трех раз в неделю.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки необходимо выполнять регулярно, сделав его важным пунктом режима дня. Кому-то это покажется чересчур сложным, но нужно понимать, что сколиоз ведет не только к развитию косметических дефектов, но и к появлению выраженного болевого синдрома, нарушению работы внутренних органов, ухудшению общего самочувствия, прогрессированию хронических заболеваний и даже инвалидности.

Профилактика и коррекция нарушений осанки и искривления позвоночника у школьников

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Мирская Н.Б. – Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук

Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них – шейный и поясничный отделы – обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других – грудной и крестцовый отделы – обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым – период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.

Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди – патологический лордоз, кзади – патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.

Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.

Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.

Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача – ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)

1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.

1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.

1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

2.Упражнения в позиции, лежа на животе

2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.

3. Упражнения для шейного отдела

3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках

4.1. Кошечка. Прогнуть – выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.

4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.

5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

5.2. Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания

6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха – живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха – живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.

Ссылка на основную публикацию