Японский бог удачи эбису

Дайкоку и Эбису – боги счастья и удачи по фен-шуй

Добрый день, друзья. Вы на сайте «Ваш фен-шуй». Сегодня я расскажу вам о божествах, которые в большинстве случаев используют в паре, хотя можно и по отдельности – это Дайкоку и Эбису.

парный талисман — Дайкоку и Эбису

Два бога приносящие людям счастье и достаток. Такой тандем считается символом равновесия между материальными благами и духовными достижениями. И надо отметить, что это не все качества, которыми обладают эти два простодушных старичка. Есть и другие не менее интересные. Какие именно? Рассмотрим каждого по отдельности.

Дайкоку — бог процветания

различные варианты Дайкоку

Дайкоку считается богом процветания и богатства и относится к одному из семи богов счастья фен-шуй. Такой талисман принесет в дом достаток и будет хранителем домашнего очага.

Как правило, его изображают в приплюснутой чудаковатой шапочке на голове, с колотушкой в одной руке, мешком (в котором волшебный рис – приносящий богатство в дом) в другой и крысой (или даже крысами). Причем в большинстве случаев на талисмане Дайкоку и Эбису крысу вы не увидите (чаще она изображается на одиночном талисмане Дайкоку), потому, что она якобы сидит в мешке с рисом и когда прогрызает в нем дырку, то, он высыпается оттуда, даруя людям богатство.

Почему именно крыса стала спутницей Дайкоку?

Потому что, китайцы говорят, что крысы заводятся только в богатых домах, которые не испытывают нужду в еде, бедные дома эти умные животные не выбирают. Логика в этом, конечно, есть, но лично от себя могу сказать, что я что-то крыс в богатых домах не встречала, в основном, чем беднее дом, тем больше вероятность поселения там различных грызунов. Может это у нас в России только так, не знаю. Ну, поверим на слова мастерам фен-шуй, крыса, так крыса. Интересно, а вам часто встречались богатые дома с крысами?

При всем при этом Дайкоку, или как еще его называют Дайкокутэн, танцует. Во время своего магического танца он постукивает колотушкой и кует счастье и благополучие для хозяев дома, а так же отпугивает злых духов, способных навредить домочадцам.

На мешке Дайкоку написана интересная фраза Лао-цзы, которая довольно точно характеризует сущность этого божества. Как говорится, вместо тысячи слов. А звучит она так:

«Доведи красоту души до совершенства, тогда богатство и удача сами потекут к тебе, и тебе останется лишь вкушать их плоды».

Легенда об Эбису

Эбису, так же как и Дайкоку относится к семи богам счастья. Но в отличие от остальных имеет японское происхождение.

Согласно мифам Эбису был сыном богов, прародителей японских островов. Он родился неполноценным, без рук, без ног, и вообще без костей в принципе. Имя ему было Хируко но микото (или Хирако), что означало «головастик». Совсем в раннем возрасте (легенда гласит, что ему еще не было и трех лет) его унесло в море на тростниковой лодке (по другой версии – родители сами отпустили его, считая, что ему так будет лучше).

После долгих странствий и преодоления многих трудностей Хируко не умер, он остался жив, и его лодку прибило к берегу острова Хоккайдо. Там его подобрал рыбак из народа эбису по имени Эбису Сабуро. Он полюбил маленького «головастика» как собственного сына, вырастил и воспитал его. В 3 года у мальчика выросли руки и ноги. Хируко стал настоящим полноценным божеством с новым именем Эбису. И принялся помогать людям. Особенно рыбакам и ремесленникам.

Талисман, или как в Японии принято называть такие маленькие фигурки богов — нэцке, Эбису изображают веселым смеющимся старичком в колпаке, с рыбой в руках, да не простой, а священной рыбой Тай (карп). Тай в восточных странах – символ большой удачи, духовных достижений, служит для активации удачи в различных сферах жизни. Помимо священной рыбки, в другой руке у него может быть удочка или веер.

уличные статуи Эбису (слева) и Дайкоку (справа)

Эбису в фен-шуй считается богом рыбалки и трудолюбия. Это и, не удивительно учитывая его такую долгую принадлежность к морю. Слышали выражение: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Так вот оно, прям таки отражает его сущность. Исходя из этого, Эбису покровительствует всем, кто занят каким-то физическим трудом (крестьянам, ремесленникам и даже торговцам). В домашних условиях, как и Дайкоку, выступает хранителем домашнего очага и отличным помощником на кухне. Еще из-за своего чудесного исцеления в детстве, Эбису считается покровителем маленьких детей.

Активация талисманов:

  • Можно поставить на юго-востоке, в зоне Богатства
  • На востоке, в зоне Семьи
  • У входной двери в прихожей
  • В рабочем кабинете

изображение Дайкоку и Эбису

Если фигурки использовать по отдельности, то Дайкоку можно поставить в любом месте, и даже говорят, для его активации достаточно просто любоваться им почаще. А Эбису желательно расположить возле воды (например, возле аквариума или комнатного фонтанчика).

Талисман Дайкоку и Эбису является покровителем бизнесменов, коммерсантов, торговцев, покровительствует любому начинанию, связанному с накоплением богатства, хорош для охраны дома и для пожелания удачи детям. Как видите спектр, его действия довольно широк. Поэтому его можно приобрести как для себя, так и в качестве подарка для друзей и близких.

Иногда к паре Дайкоку и Эбису добавляют и третьего героя. Это может быть или Шоу-син (бог здоровья и долголетия), или Фукурокудзю (бог мудрости). Такие «комплексные талисманы» считаются крайне благоприятными.

На этом у меня все. Удачи и хорошего вам фен-шуй!

И напоследок. Дорогие читатели, если вам понравилась статья, я буду вам очень признательна, если вы скажете своеобразное “Спасибо”, нажав на кнопки социальных и поделитесь интересной информацией со своими друзьями и знакомыми. Мне важно ваше мнение и я всегда с удовольствием читаю ваши комментарии к моим статьям. Оставляете отзывы и это поможет сделать сайт еще более интересным и полезным.

28 комментариев в “ Дайкоку и Эбису – боги счастья и удачи по фен-шуй ”

Наталья, у китайцев так много богов, что я боюсь, так можно и про своих забыть?)))
Но статья очень интересная! Понятно, как и почему именно такими именами китайцы прозвали своих божков. Всё обоснованно.

Светлана, у Натальи все статьи хороши и во всех она пишет чтобы было понятно каждому человеку.

Согласна, Юлия, что Наталья доступно доносит до нас знания, известные только узкому кругу людей, знакомых с учением фен-шуй.

Светлана, про своих богов мы никогда не забудем, но у китайцев их действительно много.!

Да, хорошо живётся народу, у которого много богов: не тому, так другому можно пожаловаться на жизнь.

Ещё Наталья, мне хотелось добавить про крысу, которая сопровождает бога Дайкоку.
Вы пишете, что крысы живут в богатых, а не бедных домах?
Но ведь как говорит поговорка: в бедном доме в холодильнике последняя мышь (или крыса) повесилась.))) Значит, остальные — в богатых домах. (Я конечно, шучу).

Светлана, смотрю с чувством юмора у вас все хорошо)) Так про крыс сказали, но не знаю чтобы крысы жили в богатых домах, может у китайцев все по другому..

Китайцы народ с культурой более древней, чем католический запад. Даже в почитании божеств они не отступаются от тех истоков. которые и породили легенду о божествах. Интересно рассказано о том. что у нас вообще не приживётся. Для экзотики, конечно. многие покупают, но сомнительно, чтобы верили в ту удачу. которое принесёт купленная фигурка божества.

Чтобы вам помогли божества, Алексей, нужно в них верить.
Вера же настраивает человека на определённый лад, и он начинает действовать в нужном направлении.

Согласна, без веры бессмысленно покупать символы и талисманы богатства, удачи и здоровья. Толку с таких покупок не будет.

Анютка, да тогда не будет смысла от них, но это большая редкость чтобы их покупали просто так.

Тот кто покупает данные фигурки, в глубине души верят в то, что она принесет им удачу ведь просто так не покупали бы ее.

Алексей, если люди покупают значит верят в то, что данная фигурка принесет им удачу.

Надо же даже памятники богов.

Елена, вы сказали памятники богов и у меня ассоциация кладбище.

По-моему, Елена, памятники богов — не совсем правильно, просто — фигурки богов. Для меня памятники — это что-то большое, где-то вне помещений.
Или я не права?

На картинке «уличные статуи..» так и есть, они стоят на улице. Можно сказать, что памятники

А для меня, Наталья, памятники — это только великим людям, либо событиям. Памятник Пушкину может быть. А вот «девушка с веслом» — просто статуя, скульптура. Может, я не правильно понимаю?

Все правильно, я об этом и говорю. Я это тоже так понимаю.

Для меня это не памятники а фигурки богов, если они маленькие и в доме стоят.

Если кто-то рыбак, то Эбису приобрести не помешает. Я в отпуске постараюсь найти и купить все семь богов.

А про какие 7 богов говорит Татьяна? В статье ведь написано только о двух.

Это талисман «7 Богов Счастья в фен-шуй». Туда входят Дайкоку, Эбису, Хотей, Дзюродзин, Фукурокодзю, Бэндзайтен, Бисямонтен.

Обычно такие фигурки привозят туристы из летних путешествий. Такие сувениры там очень популярны.

НАТАЛЬЯ ХОЧУ ПРИОБРЕСТИ ФИГУРКУ ГАНЕША,ОТВЕТЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА КУПИТЬ, ГДЕ ПОСТАВИТЬ В ЗАЛЕ В СПАЛЬНЕ ИЛИ КОРИДОРЕ. МАНТРАМ НЕ ОБУЧЕН, МЕЛОЧЬ И СЛАДОСТИ В ПОДНОШЕНИЯ ДОСТАТОЧНО?(((БОГ В ОБЛИЧИИ ГАНЕША НУЖЕН ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ И В ПОМОЩЬ В РАБОТЕ И ОТДАТЬ БОЛЬШИЕ ДОЛГИ)))другого бога не предлогать.

Дайкоку и Эбису — боги процветания и счастья

Дайкоку и Эбису — боги процветания и счастья

Счастье, богатство, благополучие — это то, к чему мы все стремимся. На востоке существует 7 божеств счастья, которые могут помочь привлечь в дом и жизнь удачу и материальный достаток, и обеспечить их приумножение и сохранность. В их числе есть пара богов, известная своей силой и мудростью, которую любят не только в стране восходящего солнца, но и по всему миру.

Речь идет о богах Дайкоку и Эбису, изображаемых в образе двух жизнерадостных старичков с атрибутами, символизирующими их энергетический посыл и влияние на нашу жизнь. С каждым из них связана своя легенда и с каждым можно взаимодействовать по отдельности, но все же чаще их можно увидеть именно в паре, поскольку они дополняют друг друга и способствуют достижению баланса между богатством материальным и духовным. Ну что ж, пришло время познакомиться с ними и, возможно, после этого знакомства им найдется место не только в доме, но и в сердце.

Бог Дайкоку в фэн-шуй

Дайкоку в фэн-шуй считается покровителем домашнего очага, защитником от недоброжелателей и неблагоприятных энергий, талисманом счастья, богатства и благополучия. Он привлекает в дом процветание и достаток, прогоняет из него беды и ненастья, и нейтрализует негативное влияние вредоносных энергий Ша Ци.

Традиционно его изображают с колотушкой в руке и мешком риса за спиной, на котором сидит его спутница и помощница шустрая крыса, также являющаяся талисманом благополучия на Востоке. Жизнелюбивый и добродушный Дайкоку любит танцевать, и исполняя свой волшебный танец, он постукивает колотушкой, прогоняя злых духов, призывая энергии богатства, удачи и благополучия, и исполняя желания. В его мешке не простой рис — он символизирует небесные богатства: золотые монетки и драгоценные камни, которыми он щедро делится с земными обитателями. И помогает ему в этом крыса — прогрызает дырочки в мешке, чтобы они высыпались прямо в руки просящим.

Можно встретить разные изображения Дайкоку. Иногда, например, можно не обнаружить крысу за его спиной на мешке — в этом случае подразумевается, что она сидит внутри, готовая в любой момент прогрызть в нем дырочку и показать из него свой мудрый носик, открыв небесным богатствам путь наружу. Бывает, что Дайкоку не несет мешок, а сидит или возлегает на нем. А порой, он изображается просто танцующим с колотушкой в руках. Так или иначе — его сила и воздействие остаются неизменными.

Читайте также:  Ли мыть хозяйственным

Бог Эбису в фэн-шуй

Еще один бог, который приносит счастье в дом и считается неизменным спутником Дайкоку — Эбису. Кроме того, что он тоже привлекает успех и является хранителем дома, защищая его от пожаров и других форс-мажоров, он также почитается как бог трудолюбия и рыбалки. Он покровительствует всем профессиям, которые так или иначе требуют вложения сил и приносит удачу тем, кто задействован в торговле. Его влияние распространяется и на новорожденных деток — Эбису оберегает их и заботится о здоровье.

Эбису может быть изображен с рыбой и удочкой в руках, отражая естественную необходимость приложить усилия, чтобы «поймать свою рыбку», а может только с рыбой — священным карпом Тай, который считается воплощением благополучия и духовных достижений, как символ пойманной голыми руками удачи. Иногда вместо удочки в его руках могут быть рыболовные снасти — корзина и сеть, а может быть веер. Нередко изображение Эбису дарят владельцам бизнеса, особенно торгового направления, тем, кто имеет к торговле какое-либо отношение, ремесленникам и рыбакам.

Объединенные в пару, Дайкоку и Эбису прекрасно справляются с ролью мощного оберега и талисмана богатства и удачи — они делают дом полной чашей, помогая уравновешивать все энергии, сплетающиеся в едином узоре, именуемом благополучием. Вместе они охраняют домашний очаг, помогают на кухне и в домашних делах, прогоняют злых духов и отваживают недобрых людей, привлекают удачу и способствуют накоплению богатства. Они считаются хорошим талисманом для рыбаков, представителей торговых профессий, в том числе владельце торговых магазинов или маленьких лавочек, ремесленников и простых работяг.

Для активации этой пары божеств делать ничего особенно не нужно — самым главным активатором для них является внимание: нужно почаще на них смотреть, разговаривать, контактировать. Такое повышенное внимание придется по нраву и Дайкоку, и Эбису. Сам же Эбису, если он без своего спутника, предпочитает находиться рядом с водой — это может быть фонтанчик, аквариум, чаша или любой сосуд с водой.

Чтобы преградить путь негативной энергии, Дайкоку и Эбису можно поставить прямо у входа в дом, а для привлечения успеха в бизнес и карьеру их лучше поставить в рабочем кабинете или на рабочем столе. В магазине или торговой точке можно расположить их рядом с кассовым аппаратом, чтобы энергии благополучия привлекали больше покупателей и хорошие выручки. Также хорошим расположением для них будут зона Богатства (Юго-Восток) и зона Семьи (Восток).

Эбису

Эбису

Персонаж

Канджи

Ромаджи

Альт. имена

Малыш Эби (Ято, после перевоплощения)

Возраст

Цвет волос

Цвет глаз

Принадлежность

Статус

Дебют

В мангеВ аниме
Глава 25Noragami Aragoto Эпизод 07

Актёр озвучки

Эбису (恵 比 寿) является одним из Семи Богов Удачи. Он Бог рыболовства и торговли. Он впервые появляется, пытаясь купить Юкине (как только он стал благословенной регалией) у Ято за невероятное количество денег.

Внешность Править

Дизайн Эбису в аниме

Он почти всегда носит черный костюм с белой рубашкой, серый жилет и синий галстук, иногда вместе с черным пальто и белыми перчатками – которые на самом деле два его шинки. Он имеет короткие, аккуратно причесанные черные волосы и зеленые глаза. Его глаза, как правило, выглядят без видимых зрачков.

После перевоплощения, Эбису похож на того, каким он был раньше. Вместо того, чтобы носить полный костюм, как взрослый Эбису, маленький Эбису носит жилет поверх белой рубашки с короткими рукавами и черные шорты.

Личность Править

Отличается аналитическим складом ума, рассудительностью и предприимчивостью. С любовью относится к миру и желает защитить его и людей. Бесстрашный, целеустремленный. Неуклюжий.

История Править

Является сыном Изанами, но по каким-то непонятном причинам она его изгнала. После этого Эбису неоднократно перерождался и уже не помнил “почему”, а также является ли она ему матерью в действительности.

Предлагает Ято деньги, чтобы выкупить Юкине, так как считает, что священный сосуд достоин большего, чем бездомное скитание.

Все это время он пытался приручать духов скверны, используя специальные маски. Так как управлять такой силой сложно, постоянно заражался скверной, что и стало причиной его многочисленных смертей. Все предыдущие его личности (бывшие реинкарнации) стремились к созданию пользы и добра людям, решил во чтобы-то ни стало найти способ воплощения цели. Поэтому и отправился в преисподнюю, дабы заполучить кисти духов, с помощью которых он с легкостью может призывать и называть заполученных духов и использовать их во благо человечества.

Ято по просьбе “Отца” собирался спасти его, не дав уйти в мир мертвых, где правит Изанами. Далее происходит битва, в ходе которой оба обманывают Изанами и пытаются сбежать с заполученной кистью. Эбису вытаскивают из преисподнии с помощью бури, которую он сам создал благодаря кисти и силе духов. Ято схватили за ногу, не дав сбежать.

Уже на поверхности Эбису окружают Бишамон, Кофуку, Хиери, Юкине и Казума, пытаясь выяснить, что случилось. Ребята стараются вытащить Ято. В это время за Эбису приходят каратели Небес, обвиняя его в том, что он “маг”, который устраивал все прошлые нападения призраков в масках, в использовании Нор и в других согрешениях. Каратели Небес,несмотря на все попытки Ято и Бишамон и других персонажей, смогли убить Эбису, затем он вновь переродился.

Во время спасения из мира мертвых, Ято пообещал сводить Эбису в одно кафе, чтобы исполнить его единственное желание. Это одна из вещей, которая удерживала одного из Богов счастья оставаться в этом теле. После перерождения он сдержал обещание, отведя маленького Эбису туда.

Отношения Править

Ято. Править

В преисподни относился к нему нейтрально, но после того, как помог ему оттуда выбраться, дружелюбно. После перевоплощения стал ему одним из лучших друзей

Семь богов счастья в Японии

В Японии после новогодних праздников, где-то до середины января принято посетить храмы и помолиться одним из любимых богов японцев — семи богам счастья (удачи) — щичифукуджин. Эти боги появились в Японии, в древнем городе Киото приблизительно в 14 веке в период Муромати, они не являются «местными» жителями Японии. Боги прибыли из разных стран: Китая, Индии, один бог Эбису — японский, и из разных религиозных течений, таких как синтоизм, даосизм, буддизм и брахманизм.

Число семь и в Китае, и в Японии является священным числом. Свитки на которых были нарисованы семь богов в XIV веке можно было встретить в Киото на стенах в чайных, с учетом японского колорита свитки были разукрашены и стали приобретать популярность среди населения. Семь богов счастья это божества, приносящие удачу, достаток, мудрость, богатство и долголетие. Согласно легенде они прибыли к берегам Японии на корабле удачи «Такарабунэ», на корабле, наполненном сокровищами, рисом, кроме материальных благ корабль был наполнен мудростью, долголетием, здоровьем и удачей.

Но поначалу боги существовали отдельно друг от друга и позже они были объединены в единую группу веселых и жизнерадостных богов. Состав и количество богов в этой великолепной семерке менялся и только в XVII веке эта группа была сформирована в том виде, в котором представлена на сегодняшний день. Семь богов представляют собой семь добродетелей – долголетие, богатство, искренность, достоинство, известность, великодушие и дружелюбие. Семь богов это: Эбису, Дайкоку, Бищямон (или Тамонтэн), Бэндзайтэн, Фукурокуджю, Хотэй и Дзюродзин.

Три бога – Дайкоку, Бищямон и Бэндзайтэн заимствованы из Индии, Хотэй, Дзюродзин и Фукурокуджю пришли из Китая, бог Эбису — единственный из семи богов имеет японское происхождение. Согласно древней легенде Эбису первенец первых и главных богов Японии Идзанаги и Идзанами, он родился без костей за что его назвали Хирако — головастик, незадолго до своего трехлетия он был унесен на лодке в море. После долгих скитаний по волнам его лодку прибило к берегам острова Мацумаэ (ныне Хоккайдо), где его и подобрал айн (аборигены острова) Эбису Сабуро. Преодолевая большие трудности Хирако отрастил себе руки и ноги и превратился в бога Эбису.

В Японии каждому из семи богов построен отдельный храм и находятся эти храмы недалеко друг от друга, чтобы в период паломничества верующие могли переходить от храма к храму и молиться богам удачи. Как правило в период массового посещения храмов, между ними стоят указатели, так что даже приезжие без труда смогут найти дорогу ко всем храмам семи богов, но в это время года не ошибешься, если просто будешь двигаться за толпой, которая следует перед тобой, так как маршрут у всех один — святилища божеств удачи.

Давайте познакомимся с добрыми, весёлыми и щедрыми божествами, так почитаемыми японцами.

Эбису — самый любимый японцами бог из счастливой семёрки. Его всегда изображают в шляпе, с удочкой в правой руке и рыбой тай (священная рыба) в левой. Изначально это был бог рыбаков, затем стал почитаться земледельцами и торговцами. Бог Эбису ещё заботится о здоровье маленьких детей, также считается, что он обеспечивает безопасное путешествие.

Японцы, кому требуется удача в торговых делах, рыболовстве или земледелии обязательно стремятся посетить храм Эбису, помолиться и приобрести амулет. В храмах всем желающим за 3000 иен продадут ветку бамбука, которая символизирует постоянство и стабильность. Бамбук — символ бога Эбису, помимо этого служители храма предложат другие талисманы и украсят ими веточку бамбука. Этот бамбук устанавливается дома и в течении года помогает её владельцу в делах. По истечении года бамбук относят в храм и там сжигают.

Дайкоку — бог богатства и домохозяйства, в частности на кухне, является покровителем крестьян. На голове его плоская черная шляпа, а на лице широкая улыбка. Его изображают стоящим на двух мешках риса, с мешком за плечом и молоточком, исполняющим желание. При каждом постукивание молотком появляется желаемое и падают монетки, а за плечом в мешке у него мудрость и терпение, а возможно сокровища или рис. Дайкоку, так же как и Эбису поклоняются фермеры и часто этих двух богов изображают вместе, так как приносят они достаток и богатство.

Бищямон (или Тамонтэн) — его изображают в самурайских доспехах, с копьем в одной руке и небольшой пагодой в другой, символизирующей божественную сокровищницу. Он является покровителем воинов, юристов и врачей, приносит удачу и богатство.

Бэндзайтэн — единственная женщина, среди богов удачи символизирует мудрость, любовь, искусство, красноречие и красоту. Фигурка Бэндзайтэн изображается с традиционной японской лютней — бива, её спутниками всегда является змея и вода. Бэндзайтэн считается также божеством воды. Есть и другой образ божества — воинственная восьмирукая богиня, держащая в руках копья, мечи и другое оружие. Но японцам ближе обаятельная и красивая покровительница всего прекрасного и поэтому именно этот образ прижился в Японии. И в храм Бэндзайтэн приезжают люди искусства, чтобы помолиться и получить вдохновение.

Фукурокуджю — бог мудрости, удачи и долголетия. Его изображают с вытянутой головой в сопровождении черного оленя, считается, что если олень прожил 2000 лет, то он становится черным или журавля с черепахой. Фукурокуджю является повелителем южной полярной звезды. Его часто изображают с веером в руках. Это единственный из семи богов, который может воскресить из мертвых взмахом своего веера. так же с помощью веера бог может отогнать злые силы.

Хотэй — как и Дайкоку считается богом богатство. Но он также бог смеха и счастья, сострадания и добродушия. Его изображают смеющимся толстяком с мешком риса. Хотэй любит детей и помогает слыбым. Есть поверье, если загадать желание и потереть его живот триста раз, желание обязательно сбудется. Хотэй, единственный из семи богов воплощает в себе образ реально существующего в X веке странствующего китайского монаха, который был предсказателем и его пророчества обязательно сбывались.

Дзюродзин — бог долголетия, счастья и бессмертия, атрибутами его компании являются олень, черепаха и журавль — символы долголетия. Он изображен с улыбкой на лице, в шапочке, характерной для ученых, в руках держит посох-щяку и свиток, в котором указаны сроки жизни, всех обитающих на земле существ. Ещё Дзюродзин изображают, пьющим саке, это веселый жизнерадостный бог, которому не чужды мирские утехи. Дзюродзин покровительствует ученым и преподавателям.

Существуют региональные отличия щичифукуджин. В каждом регионе Японии описания божества и его характеристика может отличаться, но общее у всех богов, это то, что они приносят удачу, достаток и богатство.

Как правило у каждого божества свой храм, но есть места, в которых в одном храме могут уживаться два божества, а могут и все семь. Таких храмовых комплексов, посвященных семи богам удачи, на территории Японии более 100, в одном только Токио более 20 святынь посвящены божествам счастья и за период до 15 января, только один храм могут посетить до 30 000 паломников.

Японский бог удачи эбису

Войти

Ситифукудзин – семь богов счастья плюс Дарума

У каждого человека свое представление о счастье. Этому понятию не существует универсального объяснения, а мудрецы всех эпох дают нам бесчисленное количество его философских трактовок. В японской культуре счастье связывается, прежде всего, с великими добродетелями и благами, которые даруются людям семью божествами, приплывающими к нам на своем Корабле Сокровищ в канун новогодних праздников.


Поющая новогодняя елка на вокзале в Киото

Когда-то в далеком VII веке знаменитый сёгун Токугава (в фильме «Сёгун» он явился прототипом военного правителя Торанаги) велел буддийскому монаху Тэнкаю определить, в чем, собственно, суть счастья, о тот послушно предположил: долгая жизнь, материальное благополучие, удовлетворенность жизнью, мудрость, сила, честность и признание. И каждое из этих благ приносят семь богов в дар за усилия, старания и отдачу в уходящем году. Но ни один Ситифукудзин никогда не наградит людей драгоценностями и золотом. Увидеть в новогоднюю ночь во сне Корабль Сокровищ (Такарабунэ) – тоже считается величайшим счастьем, поскольку это рассматривается как доброе знамение Неба.


Ситифукудзин – семь богов счастья

Итак, шесть богов и одна богиня в новогоднюю ночь высаживаются с Такарабунэ на японский берег южнее Киото. Эта сплоченная «команда» состоит из представителей различных религий: синтоизма, буддизма, даосизма и индуизма. Но японцев это нисколько не смущает, ведь они довольно либеральны в вопросах вероисповедания. Итак, о каждом по-порядку.

Дайкокутэн – добродушный толстяк, напоминающий русского Деда Мороза, приплывший в Страну Восходящего Солнца на Корабле Сокровищ из Индии. Его, восседающего на двух мешках риса, легко распознать по капюшону на голове и мешку с сокровищами (мудрость и терпение), перекинутому за левое плечо. В правой руке Дайкокутэн держит колотушку, некий рог изобилия, каждый удар которой исполняет мечты. Ведь под 108 колокольных ударов всех буддийских храмов в первое утро нового года человеческие грехи должны уйти в небытие, а желаемое – исполниться. В Индии Дайкоку (Махакала – «Большой Чёрный») почитался как воплощение воинственного Шивы, стража веры. В Японии же шестирукий трехликий воин превратился в покровителя крестьян, дарителя пропитания, храня при этом домашнее благополучие и очаг. В этом смысле Дайкокутэн – бог богатства, главный среди Ситифукудзин. Его неизменным спутником является крыса (или мышь), которая втихаря прогрызает в мешках с рисом дырочки, и через них в руки людям сыплются рисовые зерна – богатство, здоровье, любовь и счастье.

Эбису – один из самых почитаемых и любимых богов в Японии. И не только потому, что он – «коренной житель» Страны Восходящего Солнца, но и потому, что является покровителем людей разных профессий. Эбису прославился как бог торговли, домашнего очага, рисовых полей и защитник рыбаков, приносящий удачу в рыбной ловле (т.е. богатство). Об этом говорит и большой морской лещ, которого довольный Эбису, одетый в придворный охотничий кафтан, держит в руках. Не напоминает ли это нам старика-рыбака, выловившего однажды неводом Золотую Рыбку? Еще одним из непременных атрибутов Эбису является удочка. Кроме того, он почитается как покровитель путешественников и моряков, что немаловажно для каждого, так как все мы в жизни немного путешественники и ловцы своей удачи.

Хотэй – в экипаже корабля он единственный смертный. Он приплыл на Корабле Сокровищ из Китая, где его звали Цыци. Образ Хотэя заимствован у китайского отшельника по имени Будай, дзэнского монаха, который постоянно слонялся по шумным базарам и зарабатывал на пропитание предсказаниями. Когда его спрашивали, что за богатство находится в его мешке за плечами, Будай отвечал, что там – весь мир. Мешок, называемый «хотэй», давший японское имя богу счастья, изобилия и удачи, никогда не оскудевает. И из этого мешка Хотэй наделяет всех нуждающихся тем, что каждому необходимо. Хотэя легко узнать по большому животу – именно там по представлениям японцев находится духовное сердце человека, жизненная энергия. И чем больше живот, тем добродушнее человек. Но самое неожиданное – именно Хотэй со своим мешком с сокровищами является японским Санта-Клаусом (Санта-Куросу), родившимся рождественской ночью 25 декабря! У него имеется пара глаз на затылке, при помощи которых он весь год наблюдает за поведением детишек. Поэтому шаловливой детворе не стоит проказничать, дабы не остаться без подарка.


Хотэй

Фукурокудзю – лысый, высоколобый и седобородый китайский старец с журавлем. Этот отшельник, попавший в команду Такарабунэ из Поднебесной, умеет совершать различные чудеса. Иероглифы его имени означают то, что он приносит людям: «фуку» – счастье, «року» – воздаяния за усердие в труде, «дзю» – долголетие. На его свитке записана вся мудрость мира. Фукурокудзю держит в руке веер, которым он отгоняет силы зла и привлекает удачу.

Дзюродзин – тоже лысый, но белобородый китайский мудрец, «Долголетний старец», прототипом которого был даосский отшельник, кому в XI веке удалось найти элексир бессмертия. Он держит в руке свиток, содержащий секреты долгой счастливой жизни, и поэтому Дзюродзин любим японцами как бог, дарующий долголетие. Его обычно сопровождают черепаха, олень или журавль – символы продолжительной жизни.

Бисямонтэн, или Тамонтэн– страж Севера, грозный воин в самурайских доспехах, в железном шлеме, с трезубцем или мечом, очень кстати прибывший на японские острова из Индии во времена завоевания севера главного острова Японии Хонсю. Как истинный самурай, Бисямонтэн является защитником буддийских храмов, поэтому одним из его атрибутов служит маленькая пагода, олицетворяющая Башню Сокровищ, из которой Бисямонтэн награждает добрых людей ценными дарами. Но из-за малочисленности по-настоящему благородных и доброжелательных людей Бисямонтэну приходится каждый год уничтожать приготовленные для них подарки. Японцы почитают Бисямонтэна как бога процветания и войны, защитника жизни и благосостояния, а так же как покровителя боевых искусств. По одной из легенд, мудрец с горы Сиги в качестве дара за свои добродетели получил чудотворную статуэтку Бисямонтэна, и именно к этому божеству обращал свои молитвы полководец Кусуноки Масасигэ, давший своему сыну имя Бисямон.


Бисямонтен

Бэндзайтэн, или Бэнтэн – единственная богиня в экипаже Такарабунэ, муза искусств: риторики, музыки, поэзии, рисования, литературы. Богиня Бэндзайтэн поднялась на борт Корабля Сокровищ в далекой Индии и захватила с собой биву – восточную лютню, чтобы награждать людей искусства вдохновением, и Белую Змею – владычицу речных вод, воплощение мудрости. В Индии Бэндзайтэн некогда была богиней рек, и в Ведах её изображали восьмирукой и вооруженной Сарасвати. По прибытии в Японию богиня обрела новое имя, сменила свой профиль, но по-прежнему осталась покровительницей воды, а значит – и жизни.

Чтобы иметь возможность первого свидания сразу с семью богами счастья, японцы совершают паломничество по семи храмам, посвященным каждому отдельно взятому божеству. Эти храмы испокон веков строились недалеко друг от друга. Только в Токио насчитывается более двадцати групп «созвездий» храмов Ситифукудзин. В новогоднюю ночь путь от одного храма в другой торжественно выделен флажками. Наиболее важным храмом Токио в новогоднюю ночь считается храм Мэйдзи.


Синтоистский храм Мэйдзи Дзингу в Токио


Главный зал храма Мэйдзи

Для большей убедительности в том, что боги услышали обращенные к ним просьбы и молитвы, японцы кладут под подушку картинку с изображением Корабля Сокровищ, чтобы все счастливое, что приснится в первую ночь нового года, обязательно осуществилось. Высшим благословением небесных сил было бы увидеть сам Такарабунэ, но надо помнить, что любой божественный дар – награда за усердное проявление добродетелей самого человека и, говоря словами буддийской сутры, правильному следованию законам.


Ситифукудзин на Такарабунэ

Уже с ноября, периода буйства красных кленов, прихрамовые базары полны необычных сувениров: подобием красных русских матрёшек, пришедших к нам как раз из Японии, а туда – из Индии (в качестве богини-матери Матри) через Китай. Но в отличие от многодетных матрешек красно-белая японская кукла из папье-маше, называемая Дарума, всегда одинока. Дарума – это символическое изображение знаменитого основателя учения дзэн-буддизм и монастыря Шаолинь Бодхидхармы.

Облик Дарумы яйцевидной формы в виде куклы-неваляшки сложился примерно 200 лет назад. Отсутствие рук и ног говорит о том, что в результате 9-летней медитации в монастыре Шаолинь Бодхидхарма обрел целостность сознания, основной внутренний стержень Пути. Поэтому Дарума довольно устойчив, его трудно опрокинуть. В искусстве Даруму изображали даже в виде самурая, женщины, девочки-принцессы и др. Но каноническим вариантом является кукла в одеянии священника красного цвета с кажущимися выпученными глазами без зрачков. Дарума – обязательный новогодний талисман всех японцев. И не только. Я видела, как игрушки просто исчезают с прилавков на глазах под «наплывом» многочисленных иностранных туристов.


Праздничный базар у храма Сэнсодзи в Токио, район Асакуса


Прилавки магазина с сувенирами в Никко

Дарума связан с важным ритуалом: в новогоднюю ночь ему закрашивают один зрачок, прося его исполнить одно самое главное желание, на подбородке пишут имя владельца и ставят на почетное место в домашнем алтаре. Считается, что долго пребывавший в медитации Бодхидхарма «прозрел», поэтому Дарума с целью прозрения и на второй глаз должен исполнить заветную просьбу. После этого закрашивается и второй зрачок, и Дарума становится ками-хранителем дома. Если Дарума по каким-то своим соображениям не изъявил желания исполнить новогоднюю просьбу хозяина, его с почетом относят в тот же храм, где его купили, сжигают и преобретают нового. Сжигание Дарумы – некий обряд очищения, дающий богам понять, что тот, кто загадывал желание, не отказался от своих намерений и готов добиваться своего счастья иными путями во что бы то ни стало. Японцы верят, что любое упорство и постоянство благословляемо богами, поскольку это дает возможность каждому оставаться собой и совершать правильный выбор, следуя зову собственного сердца.


Новогодние елки на территории отеля в Киото


Сказочная композиция в Киото

Можно все вышесказанное считать суеверием, но у меня дома «живут» уже четыре Дарумы, которые полностью исполнили то, о чем я под бой кремлевских курантов их просила. Может быть, потому, что все эти просьбы оказались не для себя, а для близких и родных людей. А Корабль Сокровищ мне удалось увидеть однажды во сне на шестой день после своего дня рождения. Символически 6 дней до дня рождения и 6 дней после – это 12-летний период следующего года. Получается, что Такарабунэ приплыл ко мне как раз в новогоднюю ночь. Сказки? Однако после этого осуществилась одна из самых сумасшедших моих мечт – три (!) путешествия в Японию, откуда и был привезен ценный сувенир – вручную вырезанный из дерева Корабль Сокровищ с семью богами счастья.


Украшение сада Takanawa Prince Hotel в районе Синагава


Хотэй – японский Санта-Куросу в саду Takanawa Prince Hotel

Японский бог удачи эбису

Семь богов счастья (Shichifukujin 七福神) – это замечательный пример мирного сосуществования представителей разных национальностей и религий.

Хотя это святое сообщество необычайно популярно в Японии, только один из них является “местным”. Остальные – уроженцы Китая и Индии.

Сегодня изображение божественной группы – один из наиболее часто встречающихся талисманов Удачи. В 19-ом столетии во всех крупных городах Японии были разработаны специальные маршруты для паломников. Эти маршруты сохранились и до наших дней, однако сейчас, с появлением машин, автобусов и поездов, паломничество для большинства превратилось просто в туристическое развлечение.

По Японии “счастливые боги” путешествуют вместе на корабле удачи “Такарабунэ”. Корабль нагружен сокровищами, а на его парусе нередко можно увидеть китайских иероглиф “баку”, обозначающий мифическое животное, отводящее ночные кошмары. В новогодние праздники корабль заходит в гавани, неся удачу людям. Именно поэтому в канун Нового года японцы кладут изображение этих семерых под подушку: первый сон в Новом году считается вещим, конечно люди надеются на то, что он будет счастливым. Если сон был приятным, не следует о нем никому рассказывать, чтобы не спугнуть удачу. Если же сон не предвещает ничего хорошего, картинку с семью богами следует пустить по реке или предать морским волнам, чтобы божества унесли с собой плохое предзнаменование.

До тех пор, пока японцы не объединили их в одну группу, каждое из семи божеств вело самостоятельное существование. Когда возникла идея такого объединения, доподлино неизвестно. Считается, что это произошло в период Муромати (1392-1568) под воздействием необычайно популярных в Китае рассказов о семи мудрецах из бамбуковой рощи. По другой версии – группа берет свое начало в известной буддийской сутре “‘Shichinan Sokumetsu Shichifuku Sokushō 七難即滅 七福即生” , что можно перевести как “семь бед исчезнет, и семь удач возникнет”.

В 17-ом столетии поклонение сообществу семи богов получило свое развитие. Японцы, как и все люди на нашей планете, пытались дать ответ на, казалось бы, такой простой, но такой неразрешимый вопрос: “что такое счастье”. Японский военный правитель Токугава Иэясу, уничтожив всех своих врагов, придя к вожделенной власти, получив все, о чем только может мечтать простой смертный, видимо, не ощущал себя счастливым человеком. Он поручил своему духовному наставнику, монаху Тэнкаю, “поймать счастье за хвост”, а именно, дать определение этому чувству. Тэнкай сформулировать семь видов счастья: согласно Japanese Buddhist Statuare, это справедливость, материальное благополучие, благожелательное отношение, великодушие, известность, долгая жизнь, достоинство . Каждому из семерых богов была отведена роль символизировать перечисленные блага.

Почему семь?- спросите вы. Японцы, как и большая часть остального мира, считают цифру “семь” магической. Семь чудес света, Рим, построенный на семи холмах, семь смертных грехов, путешествие за семь морей, на седьмом небе от счатья . – вот далеко не полный список, где присутствует семерка. В японском фольклоре известны “семь буддийских сокровищ” и семь богов удачи. Японцы, исповедующие буддизм, верят, что реинкарнация происходит только семь раз, и семь недель траура следует соблюдать после смерти близкого человека. Список можно продолжить: семь осенних цветов, семь весенних трав, семь разновидностей красного перца, популярный детский праздник 7-5-3.

А теперь давайте познакомимся с каждым из этой семерки поближе.

1. Эбису (Ebisu) 恵比須

Синтоистское имя – Kotoshiro-nushi-no-kami.

Страна происхождения – Япония (Синтоизм).

Символическое животное – морской окунь (тай).

Бог благосостояния, честного труда.

Символизирует справедливость, честность в делах.

Особенно популярен среди рыбаков, моряков и фермеров.

Изображается сидящим на скале с рыбой (яп. – тай, морской окунь). Рыба – символ удачного завершения дел (от японского слова omedete-tai). В другой руке него удочка. На голове одет приплюснутый колпак – такой головной убор носили при дворе в старые времена. Несет людям успех в выбранной профессии.

Часто Эбису стоит в паре с другим из семи богов – богом богатства Дайкоку, поскольку считается сыном последнего.

Главное святилище поклонения Эбису – Nishinomiya Jinja 西宮神社 – находится в префектуре Hyogō. Каждый год в январе и октябре в храме проводится фестиваль Ebisu-kō 夷子講. Местные магазины и рестораны в это время предлагают специальные скидки: поскольку Эбису олицетворяет честное ведение дел, торговцы стараются “замолить” жажду наживы, принося извинения своему покровителю.

Первые упоминания: остались документы, подтверждающие, что в 1163 году Эбису был установлен в храме Тодайдзи в Наре, как покровитель торговли, в в 1253 году – в храме Цуругаока Хатимантгу в Камакуре.

2. Дайкокутэн (Daikokuten) 大黒天

Имя на санскрите – Mahakala.

Страна происхождения – Индия (Буддизм).

Бог земледелия, достатка, процветания, удачи на кухне.

Фермеры считают его своим покровителем.

Изображается стоящим на мешках с рисом, на плече – мешок с сокровищами, в правой руке – колотушка счастья. Часто находится в паре с Эбису, который является его сыном. Популярен среди фермеров, купцов.

Самые ранние упоминания относятся к концу периода Хейан (794-1185), когда изображение Дайкокутэн было установлено в Kanzeonji Temple 観世音寺 (префектура Fukuoka). Первые изображения этого божества имели грозное выражение лица, и он был одет в военные доспехи, поскольку первоначально Дайкокутэн рассматривался как покровитель воинского сословия. Начиная с 15 столетия, Дайкоку резко изменил свое амплуа, превратившись в жизнерадостного толстячка в крестьянском одеянии.

3. Бензайтэн (Benzaiten) или Бентэн 弁財天

Имя на санскрите – Sarasvati.

Страна присхождения – Индия (Буддизм).

Символическое животное – змея, морской дракон.

Богиня изящных искусств, музыки, красоты, красноречия, литературных талантов. Кроме того, защищает от несчастий и несет благополучие.

Символизирует благожелательное отношение.

Покровительствует музыкантам, художникам, писателям.

Единственная женщина из семи. Изображается с бивой (японской лютней).

В индийской мифологии она являлась божеством рек (“Сарасвати” на санскрите означает “текущая вода”), поэтому ассоциируется со всем, что “течет”: музыка, речь, ораторское искусство. Позже была адаптирована к японскому пониманию буддизма, а также вошла в синтоистский пантеон. Чаще всего изображается с лютней в руках. Однако встречаются изображения, имеющие восемь рук, каждая из которых держит военные атрибуты, что подчеркивает ее роль защитницы (такая версия называется Happi Benzaiten). Ее посредником при общении с людьми является змея, поэтому иногда можно видеть Бензайтэн сидящей верхом на змее или змеевидном драконе. Рядом с фигурой Бензайтэн всегда плещется вода и часто в храмах можно стретить колодец – там живет белая змея, являющаяся предвестницей удачи, когда приходит во сне.

В Японии Бентэн появилась вскоре после прихода буддизма в 6-ом веке и сначала рассматривалась как защитница с восемью руками, которые держали оружие: лук, стрелу, меч, топор, копье, длинный пест, железное колесо и шелковую веревку. В камакурский период (1192-1333) художники начали изображать богиню с друмя руками, играющей на биве.

Самое раннее (8 век) известное изображение Бентэн в Японии находится в храме Тодайдзи в Наре.

Рядом с Камакурой есть известный островок Эносима. Легенда гласит, что когда-то давно жил в пещере ужасный дракон, который глотал детишек из деревни Koshigoe. В 6-м веке Бензайтэн пришла на японскую землю, чтобы защитить людей от страшного монстра. Зависнув в облаке над пещерой, она вызвала сильнейшее землетрясение. После этого она вошла в жилище перепуганного дракона и. вышла за него замуж. Метод “кнута и пряника” сработал и, благодаря влиянию супруги, дракон стал послушным и в корне изменил свое поведение. В память об этом событии вырос из моря остров Эносима, напонинающий о подвиге покровительницы морей Бензайтэн.

У богини Бентэн имеются 16 младших помощников, иногда говорят, что это ее дети. Каждый из них символизирует один из видов искусств, которым покровительствует Бентэн. Наиболее известным в этом плане является подземный храм Daikakuji в Камакуре со скульптурными изображениями всех 16-ти, выполненных в человеческий рост.

4. Хотэй (Hotei) 布袋

Страна происхождения – Китай (Буддизм).

Бог удовольствия и счастья.

Особенно популярен среди барменов и представителей ресторанного бизнеса (Хотей вдохновляет людей на обильную еду и питье).

Изображается веселым толстяком с огромным животом и с мешком продуктов и сокровищ, который никогда не бывает пуст (японское слово “хотэй” означает холщовый мешок). Иногда его также называют смеющимся Буддой. Для обретения удачи, следует погладить божество по его округлому животику.

Известно, что образ Хотэя воплощает реально существовавшего человека: китайского монаха-отшельника по имени Kaishi, жившего в 10-м веке. Говорят, он мог читать наизусть сутры почти без остановки. Будучи странствующим монахом, иногда он спал на улице в снег и пургу, и его святость не давала ему замерзнуть. Однако, также утверждается, что он частенько потакал своим человеческим слабостям и с удовольствием употреблял запрещенные священнослужителям мясо и рыбу. Согласно легенде, Kaishi также был известным предсказателем, чьи пророчества непременно сбывались.

5. Фукурокудзю (Fukurokuju) 福禄寿

Страна происхождения – Китай (Даосизм)

Бог богатства, счастья и долголетия. Дарует мудрость, интуицию, помогает сделать ученую карьеру.

Сопровождается черепахой, журавлем, летучей мышью.

Особенно популярен среди часовщиков.

Его можно узнать по необычайно высокому лбу и длинной белой бороде. В руке он держит посох, к которому крепится свиток с сутрами. Говорят, в этом свитке заключается вся мудрость мира. Его вытянутая голова иногда ассоциируется с фалическим символом. На картинках Фукурокудзю часто изображают в компании с журавлем – в даосизме символ долголетия. Среди семерых своих сотоварищей он единственный, кто способен воскрешать из мертвых. Кроме того, он может обходиться без воды и без пищи.

Очень любит играть в шахматы. С этим связана такая легенда: однажды фермер, возвращаясь домой, увидет двух стариков, играющих в шахматы. Фермер остановился, наблюдая за игрой, и ему показалось, что после каждого хода бороды соперников становились длиннее и длиннее. Матч был долгим, и бородатый длинноголовый старец угостил крестьянина странными на вкус фруктами, дабы тот утолил голод. Прошло много времени, как фермер наконец заметил, что день закончился и вежливо попрощался с игроками. Поспешив домой, он обнаружил, что дома больше не существует. Ошеломленный фермер в конце-концов узнал, что прошло 200 лет пока он следил за шахматной игрой.

В Камакуре находится известный храм Goryō (Goryo) Jinja Shrine 御霊神社, входящий в маршрут паломников, посещающих семь Богов Счастья. С 12 по 18 сентября проходит ежегодный храмовый фестиваль, в последний день участники процессии надевают старинные маски, хранящиеся в сокровищнице. Одна из масок принадлежит Фукурокудзю. Эта традиция зародилась еще во времена первого сёгуна Ёритомо Минамото (1147-1199).

6. Дзюродзин (Jurojin) 寿老人

Страна происходжения – Китай (Даосизм).

Бог мудрости, долголетия и бессмертия.

Символизирует долгую жизнь.

Особенно популярен среди преподавателей и ученых.

Также, как и Фукурокудзю изображается старцем с длинной белой бородой, но в отличие от первого, носит шапочку, характерную для ученых. У него тоже имеется свиток, и там записаны сроки жизни всех существ, обитающих на нашей планете. Часто находится в компании с журавлем, черепахой и оленем – символами долголетия на Востоке. Несмотря на свой преклонный возраст, известен как любитель женского общества, а также не прочь приложиться к сакэ, поэтому иногда держит в руке сосуд для возлияний.

Рассказывают, что однажды Дзюродзин был приглашен на праздник ко двору Императора, и там стал хвастаться, что может выпить вина сколько угодно. Согласно этой китайской легенде, он выпил тогда один коку (160 литров) рисового вина (сакэ), но был абсолютно трезв, когда на следующее утро появился перед Императором с выражением слов благодарности за приятный вечер. Он предсказал Императору долгое и благополучное правление и растворился затем в белом тумане (возможно, это были винные испарения?).

7. Бисямонтэн (Bishamonten) 毘沙門天

Страна происхождения – Индия (Буддизм).

Бог богатства и сокровищ, страж Севера, наказывает Зло, лечит болезни, изгоняет демонов.

Популярен среди военнослужащих и докторов.

Бисямонтэн – покровитель воинов, а потому одет в воинские доспехи, а в руке держит копье. В другой руке у него маленькая пагода – хото, в которой находятся сокровища. Кроме того, это божество считается одной из 33-х форм проявления милосердной Каннон. Бисямонтэн входит в четверку Небесных стражей (тогда его зовут Тамонтэн), и он самый сильный из них. На санскрите его имя Vaiśravna, что означает “тот, кто слышит все на свете”.

Его животное – это голубь. Поскольку Бисямонтэн является покровителем воинов, он часто ассоциируется с синтоистским божеством Хатиманом – богом войны. В камакурский период синтоистское святилище Цуругаока Хатимангу было основным храмом, где воины испрашивали себе удачи в бою. Еще с тех времен при храмовом комплексе обитало огромное количество голубей. И сегодня мы можем видеть голубиные стаи на крышах храмовых строений, а сам комплекс Цуругаока Хатимангу является основной целью паломничества в эти земли.

Читайте также:  Как правильно выбрать тон пудры для лица
Ссылка на основную публикацию