Как правильно сидеть за рулем

Urano84 › Блог › Правильная посадка за рулем автомобиля.

Как Вы регулируете кресло и рулевое колесо, усаживаясь на водительское место?
Скажете, что вопрос очень простой и ответ на него “делаю так, чтобы было удобно”? Ну да. И более 90% опрошенных отвечают так же. Однако если так считает большинство, то это не означает, что это правильно!

Что такое управление автомобилем? Это не что иное, как:
оценка дорожной ситуации (отнесем сюда и дорожное движение, и состояние автомобиля при движении, и приборную информацию, крены-заносы-посторонние звуки и проч.);
отслеживание ее изменения;
принятие решений о реагировании на изменения дорожной обстановки;
реагирование на изменения посредством воздействия на органы управления автомобилем.

На все это требуется:
готовность водителя оценить-отследить-принять решение и отреагировать;
его способность проделать вышеуказанное;
наличие достаточного количества времени на данные действия.

К слову, каждый из перечисленных пунктов можно раскрыть еще подробнее, но погружаться в дебри эргономики, науки мудрой и прекрасной, не будем.

Готовность и способность каждого, отдельно взятого, водителя, а также саму оценку, отслеживание и принятие решения опустим, потому что это относится к физической форме, состоянию здоровья, водительским навыкам и предыдущему опыту, а к водительскому креслу это или совсем не относится, или относится, но не в полной мере.

Займемся временем, в частности, реагирования. Его желательно сделать как можно меньше. Почему? Хотя бы потому, что даже при городских 60 км/ч, опоздание с реакцией всего на полсекунды может сулить то, что машина проедет уже больше восьми метров. А это — или “провороненная” яма, которая может отразится серьезным “бу-бухом” на подвеске, или…

Как же уменьшить это время?

Для этого и служит правильная посадка за рулем автомобиля. Да-да, именно правильная. Не зря все занятия в хороших школах повышения водительского мастерства начинаются с посадки за рулем и объяснения, что она бывает привычная и правильная.

Правильная посадка позволяет, не только снизить время реакции водителя, но, также, снизить утомляемость организма, что тоже очень важно. Она правильна не по названию, а с точки зрения физиологии, и потому ИМЕННО ТАК сидят за рулем спортсмены, наматывая многие часы, причём в условиях и на скоростях, фантастических для рядовых автолюбителей и автолюбительниц.
А теперь — прошу в кабину, будем садиться за руль:

1. Сели в кресло. Если у Вас в авто и руль, и сиденье регулируются, то последнее постарайтесь выставить как можно ниже. Чем “плотнее” к железу машины сидишь, тем лучше её чувствуешь. Но это не всегда получается как по антропометрическим данным (нужно ещё спину, ноги и руки “устраивать”, да и про обзорность позаботиться. Если миниатюрная девушка сядет в самый “низ”, то в некоторых авто увидит только небо), так и из-за отсутствия в некоторых авто возможности регилировки сиденья, руля. Кроме того, многие намеренно садятся повыше, чтобы габариты автомобиля лучше чувствовать. При недостатке опыта это тоже нельзя сбрасывать со счетов и вполне допустимо.
Спина — всегда прижата к спинке кресла. Поэтому спинка кресла правильно отрегулированного кресла имеет очень небольшое отклонение от вертикального положения.

2. Положили обе руки на рулевое колесо. Причём запястьями на 10 и 2 часа (представьте, что руль — это циферблат часов). Дотронуться запястьями до руля Вы должны, не отрывая спины от спинки кресла. Другой способ — запястьем правой руки на 12 часов и тоже, не отрывая спину от спинки. Если не удалось — двигайте/регулируйте кресло.

3. Нажмем на существующую или воображаемую (при АКП) педаль сцепления. Полное нажатие должно происходить при слегка согнутой в колене ноге.

4. Положили руку на рукоять МКП или селектор АКП. Все возможные в движении манипуляции рычагом/селектором, от 1-ой до задней передачи, нужно делать, не отрывая спины от спинки кресла.

5. Проверка. Положили ноги на педали, а руки на рулевое колесо в положении на 10 и 2 часа (не запястьями на этот раз, а как при езде). Приборная доска должна полностью просматриваться. Ни один из приборов и индикаторов не должен заслоняться рулевым колесом. (Кроме случаев, когда Ваш авто имеет недочеты в эргономике или Ваши антропометрические данные не позволяют ни сесть правильно, ни панель всю увидеть. Такое встречается чаще всего у тех, кто ростом — выше чем 180-185 см). А теперь поднимаем одновременно ноги и руки, отрывая их от органов управления автомобилем. Вы должны это смочь проделать без отрыва спины от спинки кресла. Если проверка не удалась — подрегулируйтесь еще.

Ну что, сели? Если все ОК, то тогда пару слов “вдогонку”:

1. В движении рулевое колесо держим только двумя руками: на 10 и 2 или 9 и 3 часа.

2. Вращаем руль только двумя руками, причём инициатива принадлежиттолкающей руке (если вращаем вправо, то левая “инициатор”, и наоборот). Потому что толкающая лучше чувствует сопротивление и дорожное покрытие. Никаких расслабленных открытых хватов и вращений открытой ладонью, только с перехватом рук! Запрещены также “кресты” руками при повороте руля на 180 градусов! В таком положении Вы никогда не сломаете руки, запястья и пальцы, а также не “потеряете” машину, если руль тряхнёт из-за незамеченных за поворотом колдобин или ледяных бугорков.

3. При езде постоянно контролируем заднюю “полусферу” (то, что сзади нас), периодически посматривая по зеркалам заднего вида. Это помогает прогнозировать обстановку и часто спасает от встречи с лихачами, прыгающими из полосы в полосу. В британских автошколах курсантов заставляют до 30% от всего времени движения контролировать заднюю “полусферу”. Если контролируешь, что там творится, то при нештатной ситуации знаешь куда уходить, если есть куда.

Как правильно сидеть за рулем?

Большинство водителей знают, как надо правильно сидеть за рулем. Но, к сожалению, немало и тех, кому на это абсолютно наплевать. Потому что неудобно, потому что слишком высоко, потому что слишком жестко. Между тем, правильное положение за рулем не только гарантирует безопасность, но и обеспечивает комфорт в поездке. Ниже приведем самые распространенные ошибки.

1. Неправильный хват руля

Многие водители утверждают, что правильное положение рук на руле определяется условным часовым циферблатом, роль которого выполняет рулевое колесо. Все они делятся на два лагеря: первые утверждают, что руки надо держать на без пятнадцати три (т.е. на 9 и 3 часах), вторые – на без десяти два (10 и 2 часа). Последние сильно заблуждаются. Исследования автомобильных концернов не оставляют по этому поводу никаких сомнений. Держа руки в положении 10 и 2, при активном вращении рулем, усилия распределяются неравномерно, и водитель не имеет полного контроля над процессом управления. Руки, расположенные на 3-х и 9-ти часах, находятся в самом правильном положении. Водитель, который ведет автомобиль одной рукой, а другую держит на рычаге переключения передач, подвергает себя опасности, так как не сможет адекватно и быстро отреагировать на происходящее на дороге.

2. Прямые ноги

Это наиболее распространенная ошибка, которая имеет тяжелые последствия в случае серьезной аварии. Ноги во время движения должны быть немного согнуты, даже когда полностью выжата педаль сцепления. Нельзя допускать, чтобы нога полностью была выпрямлена в колене, а голень и бедро образовывали одну прямую. Тем более опасна позиция, при которой приходится отрывать таз от сиденья, чтобы полностью нажать педаль. В случае удара по выпрямленной ноге весь импульс передается на бедро. Если же нога окажется слегка согнутой в колене, то энергия удара рассеется: нога еще сильней согнется в колене, но катастрофических последствий удастся избежать.

3. Слишком низко расположен подголовник

Подголовник не предназначен для обеспечения комфорта. В первую очередь – это элемент безопасности. Поэтому в Volvo подголовники вообще не регулируются, чтобы исключить возможность неправильной настройки. Слишком низко установленный подголовник – все равно, что отсутствует. В результате при ударе сзади возникает резкое хлыстовое движение головой назад, что приводит к повреждению шейных позвонков. Поэтому подголовник должен быть выдвинут так высоко, чтобы его верхний край был почти на уровне макушки головы. В этом случае при столкновении подголовник предотвратит длинное движение головой. Многие подголовники нового типа так же имеют регулировку по горизонтали. В этом случае он не должен располагаться от затылка не далее чем на 3-4 сантиметра.

4. Большой наклон спинки

Автогонщики сидят в креслах со спинкой установленной вертикально. И это не случайно. В этом положении лучше контроль над рулем. Кроме того, как это не парадоксально звучит, но при таком положении позвоночника спина устает меньше. Главное, чтобы обе лопатки постоянно касались спинки сиденья, независимо от выполняемого маневра. Для этого спинка кресла должна иметь специальный изгиб, который предотвращает отрыв лопаток от поверхности кресла даже при максимальном повороте плеч. Иначе в момент отрыва лопаток водитель начнет хвататься и виснуть на руле, и не сможет контролировать его, как следует.

5. Ненатянутый ремень безопасности

После регулировки кресла большинство водителей просто накидывает ремень безопасности и отправляется в путь. Между тем, ремень должен быть натянут. Эта ситуация часто наблюдается зимой, когда водители в толстых куртках небрежно накидывают ремень. Хуже, когда некоторые автолюбители оставляют ремень, пропущенным за спиной, чтобы обмануть сигнализатор непристегнутого положения ремня. В идеале нижняя часть пояса безопасности лежит на животе, слегка касаясь бедер. Верхняя его часть должна проходить через центр груди и располагаться посередине между краем плеча и шеей. Даже, несмотря на толстую куртку, необходимо располагать ремень так, чтобы он обхватывал тело.

6. Неправильное удаление от руля

Регулировка руля по вертикали и горизонтали – изобретение последних лет. Она имеет немаловажное значение. Большой процент автомобилистов располагает руль слишком близко к себе. Они так поступают, надеясь на лучший контроль над дорогой. Между тем, такое расположение руля может иметь фатальные последствия в момент аварии. Когда рулевое колесо находится на расстоянии менее 35 сантиметров от грудной клетки, подушка безопасности скорее причинит боль и нанесет травмы, чем защитит от повреждений. Поэтому 35-40 см – это самое оптимальное положение: ни больше и ни меньше.

7. Слишком высокая или низкая посадка

Кресла в большинстве автомобилей имеют очень широкий диапазон регулировок. Многие водители устанавливают его максимально низко, насколько это возможно. Так любят поступать молодые водители, предпочитающие ощущать себя за рулем низкого спорт-кара. Это ошибка. Чем ниже располагается водитель, тем сильнее ограничивается его поле зрение как вперед, так и назад. Наиболее оптимальное положение то, при котором голова будет находиться на расстоянии 10-15 сантиметров от потолка автомобиля. Садиться выше не рекомендуется из-за опасной близости головы к потолку, что может привести к серьезным травмам при переворачивании автомобиля.

Как правильно сидеть за рулем, советы профессионалов

Сегодня мы расскажем, почему безопасность и послушность вашей машины, во многом зависит от правильной посадки за рулем.

Безусловно, данные рекомендации будут полезны для начинающих автомобилистов.

Многие современные люди значительную часть времени проводят за рулем автомобиля. Для многих из них вождение является основной частью их работы.

Однако поездки часто сопровождаются физическим дискомфортом. Оказывается, такие ощущения в основном зависят не от особенностей сидений, а от того, как в них располагается водитель.

Каким образом необходимо сидеть за рулем?

Основные принципы правильной посадки за руль

Приведем основные принципы правильной посадки в автомобиле.

  • 1. Ключевой момент в правильной посадке – максимальное расслабление мышц. Важно найти удобное положение тела, при котором эта задача будет выполнена. Тогда вам будет проще сосредоточиться на вождении автомобиля и быстро реагировать, если возникнет необходимость.
Читайте также:  Нужно ли запивать еду

  • 2. При правильной посадке нагрузка должна приходится прежде всего на сиденье. Конечности при этом могут свободно двигаться, что будет способствовать лучшему качеству вождения.

  • 3. Спина должна касаться спинки сиденья в областях поясницы, лопаток и нижней части шеи. Это поможет лучше управлять (чувствовать) своим автомобилем и оставаться в сидении на поворотах.

  • 4. Важно подобрать удобное расстояние между сиденьем и рулем, при котором вам будет удобно жать на педали, и в то же время ваши ноги не будут полностью выпрямлены. Ноги необходимо держать постоянно согнутыми (угол в коленях 120 градусов). Таким образом, вам не нужно будет постоянно тянуться к педалям, и ваша спина не будет согнутой.

  • 5. Найдите наиболее подходящее расположение рук при вождении. Определить его можно таким способом: когда левая рука лежит на верхней части руля, она должна быть немного согнута (угол в локтях 120 градусов). В некоторых автомобилях рулевая колонка регулируется по высоте и по вылету.

  • 6. Подголовник необходимо установить на уровне затылка водителя. Затылок, спина и плечи при этом должны образовывать линию под углом 110-120 градусов. Это также поможет расслаблению вашего тела при вождении.

  • 7. Убедитесь, что ремень безопасности лежит от плеча и проходит вдоль всей груди. Никогда ремень не должен оказаться на уровне горла. Ремень прилегает к груди так, что между ними можно просунуть ладонь. Тогда ремень не будет давить на грудную клетку, и в экстренной ситуации спасет водителя.

Способы посадки водителя.

Советы профессионалов

Когда водитель сидит низко с сильно заваленной назад спиной, он фактически не видит, что делается перед капотом. Т.е., сам себе ограничивает обзор, а это очень небезопасно.

Поэтому, нужно правильно выставить, в первую очередь, высоту кресла и глубину посадки. Если в вашем авто предусмотрено эклектическое регулирование положения сидений, то это упрощает нашу задачу.

Здесь предусмотрено два моторчика, которые опускают сидение по плоскости. Т.е., можно опустить пятую точку.

Здесь самое главное, что бы не была пережата наша главная артерия, по которой течет кровь – паховая.

То есть, если пятая точка будет глубоко посажена, то ноги подняты, то получится, что угол между корпусом тела и бедром уменьшится, он стал меньше 90 градусов. Это не допустимо потому, что ноги будет затекать и неметь. Соответственно, от этого теряется чувствительность.

Также, с одной стороны, нужно сидеть достаточно высоко чтобы держать хороший обзор, а с другой, не очень близко до потолка.

Расстояние между потолком и головой должно быть минимум 8-10 см. Таким образом, при возможном перевороте автомобиля на бок или на крышу, в пристегнутом состоянии, вы не достанете до потолка и не сломаете шейные позвонки. Поэтому данный зазор должен быть.

Правильная посадка так же регулируется по педалях. Водитель должен доставать до педаль тормоза немного согнутой правой ногой, но важно также, в какой точке пятка должна упираться в пол.

Если у вас машина с коробкой автомат, где предусмотрено только две педали, тормоза и газа, то правая нога должна лежать между педалями. Это уменьшит время доставания до той или иной педали. А если речь идет про новичка, то у него нога должна лежать на против педали тормоза.

Так как в критической ситуации водитель интуитивно упирается ногами в пол, и тогда правая нога четко будет нажимать на тормоза.

Конечно, посадка конкретного человека в машине зависит и от его физиологических особенностей.

Зная основные принципы правильной посадки, вы сможете подобрать для себя оптимальное положение за рулем автомобиля и меньше уставать во время вождения.


Как нужно сидеть за рулем автомобиля? Полезные советы для водителей.

При правильной посадке водитель чувствует себя комфортно и способен быстро реагировать на любые внештатные ситуации. Чтобы добиться оптимального положения за рулем, необходимо отрегулировать водительское кресло так, чтобы управление автомобилем было эффективным, а водитель не испытывал дискомфорта даже во время продолжительной езды.

Важность правильной посадки за рулем автомобиля

За рулем многим водителям приходится проводить по несколько часов в день. Бывают и длинные переезды, при которых находящийся за рулем человек испытывает повышенные нагрузки на позвоночник. Если его рабочее место будет неудобным, езда станет некомфортной и небезопасной.

Находясь за рулем, надо сидеть правильно, и причин этому несколько:

  • Если тело человека, управляющего авто, находится в неправильном положении, он будет быстро утомляться. Затечет шея, появится усталость в мышцах, захочется поскорее встать или изменить положение тела. Правильная посадка уменьшит напряжение в позвоночнике и мышцах, позволит водителю ехать без неприятных ощущений.
  • Находясь в правильном положении, водитель имеет возможность быстро реагировать на любые ситуации, встречающиеся на дорогах.
  • При правильной посадке кровь в организме циркулирует в обычном режиме.
  • Если во время аварийной ситуации колени и локти водителя будут выпрямлены, то даже при небольшом толчке его конечности будут травмированы. Такая ситуация происходит из-за того, что при возникновении опасности у водителя руки инстинктивно упираются в руль, а ноги – в педали. При слегка согнутых конечностях риск травмирования заметно снижается.
  • Нахождение в сидячем положении признано самым вредным для человека. У людей, имеющих сидячую работу (в том числе и у водителей), есть профессиональные заболевания, связанные с постоянным нахождением в положении сидя. Чтобы минимизировать их появление и развитие, необходимо следить за своим положением в водительском кресле.

Памятка водителю. Сохраните её.

Как правильно сидеть за рулем?

Правильная посадка в водительском кресле предполагает определенное положение всех частей тела относительно руля и педалей.

Положение ног.

Настраивая водительское кресло, прежде всего ориентируются на положение ног. Положение нижних конечностей особенно важно для водителей автомобилей с механической коробкой передач, так как им время от времени приходится отрывать правую ногу от педалей.

Советы по положению ног:

  1. Одна из ног должна постоянно контактировать с педалью. Любой автоинструктор оповестит новичка, что правая нога должна постоянно находиться на педали газа. Ею же при необходимости нажимают на тормоз.
  2. Чтобы нажать ту или другую педаль, приходится переносить вес стопы, не отрывая от пола пятку.
  3. Нажимая на педаль, силу надо прикладывать центральной частью стопы.
  4. Левая нога управляет педалью сцепления. Стопа должна находиться на полу. Она не должна все время находиться на сцеплении.
  5. Главная ошибка заключается в прямых ногах. Ноги держать прямыми никак нельзя. Даже когда водитель выжимает сцепление, в колене должен быть небольшой сгиб.
  6. Травматичной также является поза, при которой водитель вынужден отрывать таз от кресла, чтобы качественно отжать одну из педалей. Если случится удар, его энергия будет передана бедру.

Важно подобрать для вождения правильную обувь. Лучший вариант – спортивная обувь. Каблук – нежелательный элемент. Рекомендуемые материалы: верх – натуральная кожа, подошва – микропористая резина.

Положение рук.

Чтобы уверенно управлять машиной и быстро реагировать на любые неожиданности, нужно правильно держать руль. Чтобы руки располагались оптимальным образом, необходимо отрегулировать наклон спинки.

На первых порах на руле необходимо держать обе руки. Только опытные водители могут управлять машиной одной рукой, но даже им не рекомендуется злоупотреблять своей опытностью, особенно на большой скорости. Вторую руку приходится отрывать от руля для переключения передач, постановки машины на ручной тормоз, включения приборов.

Рекомендации по положению рук:

  1. Не следует крепко сжимать руль руками.
  2. Руки на руле должны находиться чуть ниже 2 и 10 часов (при проекции часового циферблата на руль). Во многих современных авто именно в этих местах выполнены приливы для удобного положения рук на руле.
  3. Чтобы спинка была правильно наклонена, руки следует вытянуть таким образом, чтобы кисти обхватывали руль на 12 и на 6 часах. Приняв такое положение, подгоняют спинку кресла.

Положение тела и головы.

Большинство водителей прекрасно знают, почему от долгого вождения у них болит спина. Тем не менее, многие из них игнорируют главное правило посадки. Оно гласит, что между спиной человека, управляющего машиной, и спинкой кресла должно быть максимальное соприкосновение.

Другие особенности посадки за рулем:

  1. Осанка. Шея и позвоночник должны лежать на одной линии. Благодаря ровной осанке у водителя:
    • повышено внимание во время движения;
    • высокая координация движения;
    • хорошо работает вестибулярный аппарат.
  2. Голова. Подголовник устанавливают так, чтобы верхняя часть затылка соприкасалась с его верхней частью.
  3. Живот. Между животом водителя и рулем должно быть свободное пространство – не меньше 30 см. Подпирать животом руль недопустимо. Только правильная посадка позволяет маневрировать, не отрывая рук.

Нельзя сидеть, держа спину вертикально, но и полулежачее положение неприемлемо. Спинка должна иметь небольшой наклон в стороны пассажирских сидений.

Правильность посадки также определяется расположением тела относительно руля и ремня безопасности:

  • По высоте руль должен быть выставлен так, чтобы водитель имел возможность видеть приборную панель. При этом его кисти должны находиться ниже, чем плечи.
  • Высота посадки регулируется под каждого водителя индивидуально. Одним нравится низкая посадка. Ее сторонники утверждают, что они в таком положении лучше чувствуют машину. Другие предпочитают сидеть повыше, считая, что это улучшает обзор. Специалисты же рекомендуют выставить высоту кресла так, чтобы руль находился на уровне подбородка.
  • Ремень следует отрегулировать так, чтобы он не тер шею и не болтался под рукой. У ленты, направленной через плечо, должно быть хорошее натяжение. В противном случае современная система безопасности не только не спасет водителя от травмирования, но еще и станет причиной дополнительных увечий.
  • Владельцы современных авто также могут отрегулировать поясничный упор. Он не предусмотрен для выпрямления позвоночника или механического массажа. Единственная его задача – облегчение положения спины. Благодаря упору водитель чувствует себя комфортнее во время длительных поездок. Упор выставляют так, чтобы он поддерживал позвоночник, но не оказывал на него давления.

В среднем на адаптацию и формированию привычки к правильной посадке уходит 14-28 дней.

Особенности посадки при нестандартной комплекции.

Стандартной антропометрией считается высота от 165 до 175 см и вес до 90 кг. Сложнее всего приходится людям с нестандартными конечностями. Чтобы они комфортно чувствовали себя за рулем, помимо регулировки кресла применяют и другие хитрости.

Секреты посадки за рулем для людей с нестандартной антропометрией:

  • Руки слишком короткие. Туловище должно находиться в идеально вертикальном положении, а ноги следует немного согнуть. Можно сделать изгиб рычага управления коробкой передач, чтобы не приходилось наклоняться вперед при переключении скоростей.
  • Руки слишком длинные. Спинка сиденья должна быть отклонена больше стандарта в 75-90 градусов. Ягодицы следует сдвинуть на край сиденья. Из-за такой посадки шея водителя устает быстрее, но при длинных руках приходится свыкнуться с этим неудобством.
  • Ноги слишком длинные. Между туловищем и ногами должен быть угол чуть меньше 90 градусов.
  • Недостаточно сильные руки. Нужен руль больших размеров. Необходим широкий захват в верхней части руля.

Распространенные ошибки при посадке за рулем.

Ошибки посадки допускают не только новички, но и водители со стажем. За погрешности регулировки посадочного места приходится расплачиваться болью в спине, дискомфортом, плохой реакцией и даже ухудшением безопасности.

Самые распространенные ошибки посадки:

  • Посадка «таксистского» типа. Водитель садится так, что его корпус практически соприкасается с рулем, а руки слишком сильно согнуты в локтях. При такой посадке невозможно полноценное управление. При ДТП водитель может сильно травмироваться, ударившись о рулевое колесо.
  • Удержание руля в нижней части. Такой способ управления часто используют водители, долго едущие по трассе с одинаковой скоростью. Это связано с однообразием движения, низкими рисками внештатных ситуаций, отсутствием необходимости двигаться на высокой скорости и усталостью рук. Недостаток такой посадки – критическое ограничение угла поворота руля из исходного положения. Нижнее удержание не позволяет водителю вывести авто из заноса или предотвратить встречный удар.
  • Удержание руля вытянутыми руками. Эта ситуация наблюдается при излишне заваленной спинке водительского кресла. При такой посадке полноценное управление невозможно.
  • Несимметричный хват руля. Многие водители располагают кисти рук на руле несимметрично. Если они находятся в положении 10 и 2, то прилагаемые силы распределятся неравномерно. В результат не будет полного контроля машины. Еще более опасная ситуация возникает при управлении одной рукой. Держа на руле одну руку, водитель попросту не успеет оперативно среагировать на изменение дорожной обстановки.
  • Низкое расположение подголовника. Данный элемент кресла существует не для комфорта водителя, а для повышения безопасности. На некоторых авто подголовники жестко закреплены, их нельзя отрегулировать. Это сделано для того, чтобы водитель не смог изменить положение подголовника. Если опустить подголовник ниже – там, где есть возможность регулировки, то он перестанет выполнять свои функции.
  • Большой наклон спинки. При вертикальном расположении спинки водитель меньше устает. Именно так сидят водители болидов. При небольшом наклоне спинки водитель лучше контролирует рулевое колесо и меньше устает.
Читайте также:  Человек ест много сахара

О правилах посадки за рулем, можно также узнать из следующего видео:

Даже если вам кажется, что правильная посадка за рулем вам неудобна, постарайтесь преодолеть себя и принять необходимую позу. Через 3-4 недели езды вы привыкнете сидеть правильно и почувствуете преимущества нового положения. Ваши поездки станут комфортнее, а автомобиль – послушнее.

На этом у меня сегодня все. Если вы хотите дополнить статью или задать вопрос — пишите комментарии.

Как правильно сидеть за рулём автомобиля? 6 важных правил и рекомендации юриста

Любой водитель, сидя за рулём, испытывает колоссальную нагрузку. Поэтому, чтобы вождение не было в тягость, важно, чтобы была правильная посадка за рулём. Если водитель сидит неправильно, то очень сильно снижается манёвренность и внимательность.

Почему важно сидеть за рулём правильно?

Есть водители, которые не хотят соблюдать правила и пренебрегают мерами безопасности. Но это чревато не очень хорошими последствиями. В результате автомобиль становится опасным не только для самого автомобилиста, но и для тех, кто находится на пассажирском сиденье.

Если произошла авария, даже не самая страшная, то в процессе руки упираются в рулевое колесо, а ноги упираются в педали. Если водитель сидит неправильно, то ноги и руки выпрямляются полностью, что влечёт за собой их травмирование, причём, даже если столкновение не очень сильное. Если же ноги и руки будут хотя бы немного согнуты, то их травмировать в таком положении намного сложнее. Правильная посадка за рулём обезопасит водителя от разного рода неприятностей.

Если сидеть правильно, то это позволит избежать появления различных болевых ощущений, нарушения осанки, а в случае опасности максимально быстро позволит среагировать на конкретную ситуацию на дороге. Очень важно перед поездкой проверить, как настроены зеркала, подголовник и в целом правильность осанки. Итак:

  1. Быстро устать не удастся, если водитель сел правильно.
  2. Любая ситуация на дороге, которая может возникнуть внештатно, не застанет врасплох водителя и позволит быстро среагировать.
  3. Хорошее кровообращение обеспечено в результате правильной посадки.

Выбор положения руля

Как держать руль правильно? Свободное пространство должно оставаться между рулевым колесом и ногами – свободно должна проходить ладошка. Если руки будут полностью выпрямлены, то стоит помнить, что это небезопасно. Вождение в таком состоянии принесёт не только неудобства, но и может травмировать сами руки. Они не должны мешать видеть полностью панель приборов. Сейчас в обновлённых моделях автомобилей есть специальная настройка рулевого колеса. Также на руле можно увидеть специальные приливы, которые позволят руль взять правильно. В результате выбрать положение рулевого колеса достаточно легко.

Конечно, тем водителям, которые привыкли держать руль неправильно, достаточно сложно перестроиться. На нём должен быть сосредоточен только вес рук, но руль ни в коем случае не должен быть точкой опоры. Весь вес нужно переместить и сосредоточить на сиденье. 30% центра тяжести необходимо сосредоточить на подушке (подголовнике), а 70% — на спинке.

Практически во всех автомобилях в рулях находятся подушки безопасности. Поэтому если руки расположить неправильно, то в случае аварии подушка безопасности способна откинуть руки, которые в свою очередь полетят в лицо. Использование специальных отливов позволит охватить руль правильно. В довольно старых автомобилях руль изготовлен не совсем удобно. А вот в новых машинах при маневрировании на больших поворотах даже не нужно перехватывать рулевое колесо и руки скрещивать.

Если за руль садится новичок, то он проще поддаётся обучению, чем водитель со стажем. Правильная посадка за рулём автомобиля – это необходимая мера безопасности.

Регулировка кресла водителя

Довольно большая часть водителей принимает неправильную позу за рулём. Часто можно увидеть, что кресло поднято высоко, в результате удерживается только спина. Автоматически водитель во время движения просто нависает на руль. И если постоянно так ездить, то в итоге позвоночник испытывает не только деформацию, но и достаточно серьёзные нагрузки. Остеохондроз и радикулит – последствия такого вождения.

Как занять положение максимально правильно, что для этого нужно сделать? Необходимо водителю сесть на кресло, взявшись за руль в самой отдалённой точке. После этого следует нажать на педаль сцепления до самого упора, далее выставить положение кресла. Как правильно отрегулировать сиденье водителя – в коленях и локтях ноги и руки соответственно должны быть лишь слегка согнуты.

В том случае, когда водитель просто едет за рулём согнувшись, то есть риск не выполнить полный поворот руля, так как работа двух предплечий ограничена. Ещё при этом страдает вестибулярный аппарат, а это может повлечь серьёзные последствия.

Правильное положение подголовника

Кроме самой спинки требуется отрегулировать ещё и подголовник, который в случае правильной регулировки поможет сохранить осанку здоровой. Многочисленные исследования показали, что обычно водители прямо упираются в него всей головой. Возможно, кому-то так ездить комфортно, но лучше всего отрегулировать его правильно. Есть мнение, что подголовник нужно поднимать примерно до уровня шеи. И это мнение ошибочное. Такая фиксация подголовника в случае аварии влечёт за собой перелом шеи. Шею достаточно легко сломать или травмировать, если в случае аварии толчок приходится на машину сзади.

Какое же положение является безопасным? Подголовник нужно зафиксировать таким образом на уровне затылка и по наклону, чтобы плечи, спина и затылок составляли линию под углом в 110 градусов. Но данное правило не является единственно верным. В зависимости от анатомии конкретного человека и подбирается регулировка. Поэтому конкретного одного правила не существует.

Также важно, чтобы между потолком машины и головой водителя расстояние не было маленьким. Голова будет в безопасности, если между потолком и головой влезает беспроблемно кулак. Если это не так, то сиденье стоит опустить. В противном случае, рано или поздно удар о потолок будет неизбежен. Даже если в процессе движения попались ухабы, то можно хорошо удариться.

И, наконец, ещё одно из важных условий: должно быть пространство толщиной с ладошку между затылком водителя и подголовником.

Регулировка зеркал

Любой водитель должен получать информацию о том, что происходит на дороге во время движения. Для того чтобы увидеть, что происходит сзади, потребуется настроить зеркала заднего вида. Наружные зеркала дают практически всю необходимую информацию. Водитель не должен во время движения наклоняться или двигаться, чтобы посмотреть в зеркала. Они должны быть настроены таким образом, чтобы было достаточно перевести взгляд и увидеть, что происходит сзади.

Как настроить зеркала? Обычно такие манипуляции проводят только на ровных участках дороги. В ближний край зеркала водитель должен видеть немного кузов машины. По горизонтали зеркало должно быть параллельно линии горизонта, даже можно сделать чуть выше. В итоге в него чётко должна быть видна дорога, но не небо. Так настраивать нужно и правое, и левое зеркало.

Обязательно перед совершением какого-либо манёвра нужно смотреть в зеркало, и начинающий автолюбитель должен приучить себя к таким манипуляциям. Но в самом начале движения перед тем, как поехать, нужно посмотреть через плечо и удостовериться, что никто не мешает. Делают это для того, чтобы быть уверенным на 100% в безопасности начала движения. Глядя в задние зеркала, не видна небольшая часть дороги рядом с машиной. Такая зона называется слепой. Поэтому настраивать зеркала нужно таким образом, чтобы свести все подобные слепые зоны к минимуму.

Ремень безопасности

Ремень – ещё один важный момент для создания безопасности. Его тоже нужно правильно регулировать. Зачастую водители нарушают правила, при этом не пристёгивают ремень вовсе. Не стоит так безответственно относиться к своей жизни. Не стоит недооценивать функцию безопасности ремня. Есть данные, согласно которым при столкновении с другим авто выживаемость повышается в 2 раза. Если же машина перевернулась, то здесь выживаемость повышается в целых 5 раз.

Самое важное сделать длину ремня оптимальной. Для этого нужно ремень от плеча протянуть через грудную клетку. Очень важно, чтобы ни в коем случае ремень не был возле шеи. Понятно, что в случае аварии это может ещё и значительно навредить.

По поводу того, должен ли быть ремень очень тугим или нет, говорят, что в идеальном варианте между ремнём и телом должна проходить ладошка. В данном случае ремень не будет очень сильно давить, а степень защиты при столкновении будет высокой.

В нынешних моделях машин практически все ремни безопасности поддаются автоматической регулировке. А вот старые модели авто со старым креплением достаточно опасны.

Правильное расположение тела во время движения

«Как правильно сидеть за рулём автомобиля?» — таким вопросом задаются зачастую новички. Но этот вопрос должен интересовать и тех, кто уже давно водит машину.

Конечно, любой производитель транспорта гарантирует качество и безопасность своего продукта. Автомобильные кресла должны быть также удобными и не приносить вред. И, естественно, производители кресел об этом говорят тоже. Но любой человек знает, что постоянно сидеть в одном положении достаточно вредно. Конечно, стоя за рулём в машине не поездишь, поэтому приходится сидеть.

Как выбрать максимально правильное положение во время движения автомобиля? Это зависит от многих факторов. Как уже говорилось, регулировка сиденья в данном вопросе занимает важное место. Правильная регулировка кресла напрямую влияет на позвоночник и комфорт во время езды. А это влечёт за собой лучшую внимательность водителя, ему не придётся отвлекаться на всякие мелочи. Так вот самое важное, чтобы спина соприкасалась со спинкой сиденья максимально. При этом не нужно сутулиться, спина должна находиться в ровном положении. А само сиденье лучше наклонить под углом 110 градусов. Ноги и руки должны быть в полусогнутом состоянии. В каком положении должны быть ноги? Одна нога должна быть на педали тормоза, а другая на педали сцепления, при этом каждая пятка должна быть в нижней точке оси педали. После этого носки нужно раздвинуть, а пятки должны остаться в исходном положении. Эти манипуляции помогут занять правильное положение.

Заключение

Не нужно сидеть за рулём так, как будто вас не касаются правила. В любой экстренной ситуации или при аварии некому будет доказывать свою правоту, лучше заранее ознакомиться с правилами. Это позволит как обычному автомобилисту, так и дальнобойщику с комфортом совершать поездки и передвигаться на любые расстояния.

Читайте также:  Подагра на ногах

Как правильно сидеть за рулем

Продолжительная работоспособность, быстрая реакция и даже сама жизнь – все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя автолюбитель, находясь за рулем, должен напрочь забыть о слове «удобно», минимальный комфорт ему всегда можно обеспечить. Речь именно о комфорте, а не удобстве, поскольку отдыхать в салоне имеют право исключительно пассажиры. Главное – безопасность, и если назвался груздем – терпи. А статус пассажира и водителя одновременно отнесем к области ненаучной фантастики. Образно говоря, если вы хотите водить машину, а не судьбу за нос, прислушайтесь к советам этой статьи. Она о том, как с помощью соблюдения немудреных правил минимизировать напряжение при управлении автомобилем. И если следовать советам пунктуально в течение не более месяца, то можно самому стать инструктором, знающем о правильной посадке в автомобиле буквально все.

Из области физиологии. Откровенно говоря, сидячая поза считается самой вредной для человека. Однако поскольку рулить стоя мы не можем, приходится адаптироваться к реалиям. Итак, грамотная посадка за рулем позволяет:

долгое время сохранять полноценное кровообращение;

адекватно реагировать на экстремальную ситуацию на дороге

Основа: регулировка сиденья

Именно с водительского кресла начинается отстройка правильного положения в процессе управления машиной. При регулировке сиденья следует учитывать антропометрические данные водителя – его телосложение, рост и вес. Об этом пункте мы расскажем дальше, а пока – стандартные рекомендации.

Водитель должен сидеть так, чтобы:

  • ноги свободно доставали до органов управления, в данном случае педалей;
  • угол наклона спинки составлял 75-90° – этот параметр зависит от того, насколько дальней предполагается поездка;
  • спина водителя должна полностью прилегать к спинке без какого-либо зазора;
  • туловище следует располагать так, чтобы запас хода до края кресла составлял 3-4 см – это минимальный показатель;
  • подголовник – он должен располагаться строго на уровне затылочной части головы.

Типичная ошибка: большой наклон спинки. Если интересуетесь автоспортом, то знаете, что пилоты болидов сидят в креслах, у которых спинка расположена вообще вертикально. Помимо лучшего контроля руля, такое положение позволяет меньше уставать спине. Почему – ответа у врачей нет, но верить профессионалам есть смысл. При этом обе лопатки должны касаться сиденья независимо от того, какой маневр выполняется. Поэтому сиденья у гонщиков имеют специальные изгиб, предотвращающий контакт лопаток от сиденья даже в том случае, если амплитуда движения плеч максимальна. Соответственно, если вы дадите спинке слишком большой угол, в момент отрыва лопаток просто повиснете на руле. То есть контролировать колесо как следует уже не сможете.

Типичная ошибка: слишком низко расположен подголовник. Этот элемент автокресла не должен обеспечивать комфорт – в первую очередь он создан для повышения безопасности. Посмотрите на водителей любой модели Вольво: у них подголовники еще на заводе установлены жестко, без возможности регулировки. И если вы занизите подголовник, считайте, что его нет.

Чем чревата неправильная настройка такой, казалось бы, не самой главной части сиденья? Увы, проблемы могут быть очень большие, потому что в момент удара сзади возникает так называемое хлыстовое, длинное движение головы назад, из-за которого часто повреждаются, а то и ломаются шейные позвонки. А если задняя часть головы водителя в момент аварии была защищена подголовником, то степень безопасности гораздо выше.

Кстати, на рынке уже появились автомобили с водительскими креслами, у которых подголовник имеют еще и горизонтальную регулировку. Если вам достался подобный экземпляр личного авто, то помните: данный элемент должен быть расположен не далее, чем на 3-4 см от затылка

Руль и ручка переключения скоростей

Некоторые шоферы практикуют положение 10 и 2 часа, так как это позволяет прикладывать к рулевому колесу большее усилие. Однако зачем выдумывать велосипед, когда нынешние автомобили поголовно оснащаются усилителями рулевого управления? Это один довод. А второй касается безопасности.

Типичная ошибка. Когда вы активно манипулируете рулем при положении рук 10/2 часа, усилия распределяются несбалансированно. В данном случае вы контролируете машину, но не полностью. И что уж говорить о шоферах, которые ведут свою «ласточку» одной рукой, вторую держа на ручке переключения скоростей… Такая манера вождения подвергает опасности всех находящихся в машине, так как горе-водитель в случае нештатной ситуации не сможет быстро отреагировать на изменения в дорожной обстановке.

Золотое правило: очень важно независимо от используемого положения рук обеспечивать симметричный хват руля. И если вы его научитесь не отпускать даже при совершении экстренных маневров, все будет хорошо! Если говорить о перехвате руля, то он должен совершаться поочередно.

Еще о регулировке руля. В последние годы автопроизводители стали предлагать руль с вертикальной и горизонтальной регулировкой. Казалось бы, очень удобно, если бы не большой процент автовладельцев, стремящихся наклонить рулевую колонку максимально близко к себе, любимому. Их соображения вполне понятны: чем ближе орган управления, тем лучший контроль над машиной. Однако давайте представим, что происходит с таким водителем в момент аварии? Если рулевое колесо находится ближе, чем 35 см к туловищу, то в момент ЧП выстреливающая подушка безопасности причинит немалую боль, а то и сама нанесет травмы. Поэтому весьма рекомендуется наклонять руль так, чтобы до грудной клетки было 35-40 см – ни больше, ни меньше…

Ремень безопасности

Было бы лукавством утверждать, что в нынешней России культура пристегивания ремнем безопасностями уходят корнями в Советский Союз… Напротив, использование этого средства пассивной безопасности у нас рекордно низкое. Однако нужно учитывать, что настройка автокресла, правильная посадки и прочее не дают эффекта без пристегивания! И делать это тоже нужно корректно – так, чтобы датчики измерения объема эйрбэгов сработали вовремя и корректно. Как это сделать?

  • Ремень безопасности однозначно не должен контактировать с горлом водителя или пассажира.
  • Ремень нужно располагать по диагонали – от плеча по всей груди и до бедра
  • Фиксация в кресле должна ощущаться как легкий нажим, не жестко;
  • Зажим фиксатора – он обязан быть тугим, чтобы для открытия замка потребовалось приложить серьезное силовое воздействие.

Типичная ошибка: ненатянутый ремень безопасности. Отрегулировав кресло с рулем, львиная доля российских автовладельцев отправляется в путь с ремнем безопасности, небрежно накинутом на туловище. Особенно часто это происходит зимой, когда водители одеваются в толстые, теплые куртки. Дескать, пустим в глаза пыль гаишникам, что соблюдаем правила ПДД, а сами будем чувствовать себя вольготно… Но это еще полбеды, а вот когда что водитель, что пассажир оставляют средство пассивной безопасности пропущенным за спиной – тем самым они обманывают сигнализатор непристегнутого ремня.

Положение ног на педалях

Этот пункт по важности соперничает с тем, в котором говорилось о правильном хвате рулевого колеса. И его трудно переоценить владельцам машин с механической передач, поскольку во время вождения они вынуждены периодически отрывать ногу от педали. Чтобы без ошибок расположить ноги на данных органах управления и существенно повысить эффективность своих действий, рекомендуется следовать советам.

  • Одна нога должна быть в постоянном контакте с одной из педалей.
  • Между педалью газа и тормоза располагается стопа правой ноги, а чтобы нажать на одну из педалей, следует переносить вес стопы. При этом пятка от пола не отрывается.
  • При нажатии на педали точка опоры должна находиться в середине стопы.

Типичная ошибка: прямые ноги. В случае ДТП несогнутые ноги могут привести к тяжелым последствиям. Соответственно, небольшой сгиб ног обязателен даже в том случае, даже если вы до отказа выжимаете педаль сцепления. Выпрямленная в колене нога, образующая прямую с голенью и бедром – серьезная ошибка в посадке водителя. Не менее травматична позиция, когда приходится отрывать таз от сиденья, чтобы полностью нажать на один из органов управления. Ведь в случае удара вся энергия передастся на бедро, в то время как при слегка согнутом колене импульс частично рассеивается. Безусловно, колено еще сильнее согнется, возможна травма, однако катастрофических последствий избежать удастся.

Настройка зеркал

Итак, вы заняли правильное, удобное положение в автокресле, протестировали доступность органов управления. Далее нужно убедиться, что с места водителя доступен хороший обзор не только спереди, но и сбоку-сзади. Зачем вертеть раз за разом головой при проезде участков, когда лучше настроить зеркала заднего и бокового вида? Эта процедура должна осуществляться строго в соответствии с заданным алгоритмом:

  • наружные зеркала должны отображать небо и дорожное покрытие в пропорции 1:1, то есть условный горизонт находится посередине;
  • с водительского кресла в боковых зеркалах обязательно должна просматриваться ручка задней двери;
  • зеркало заднего вида в салоне должно отображать заднее стекло машины.

Для водителей с нестандартной антропометрией

Если вы далеко не среднестатистический человек с ростом 165-175 см и весом до 90 кг или иными физиологическими особенностями, то стоит следовать нестандартным правилам при посадке в водительское кресло.

  • Слабые руки: решить проблему позволит руль с увеличенными размерами. Захват колеса должен быть широким, в верхней части обода двумя руками.
  • Короткие руки: положение туловище – полностью вертикальное, ноги слегка согнуты. И допустимо изогнуть рычаг КПП, чтобы при манипуляции с ним не нужно было наклоняться вперед.
  • Длинные руки: спинку сиденья следует отклонить на больший угол, чем стандартные 75-90°. При этом ягодицами сдвиньтесь на самый край сиденья: при этом шея будет уставать больше, но придется привыкнуть к этому неудобству.
  • Длинные ноги тоже требуют изменения посадки – ноги с туловищем должны образовывать почти прямой угол. Именно «почти», а не ровно 90 градусов.
  • Маленький размер ноги: подложите небольшую дощечку, подобрав толщину так, чтобы пятки находились над ней.

Проверка правильности посадки и ее изменение в зависимости от условий

Главная задача грамотной посадки за рулем – устойчивость тела, когда основной вес должен приходиться на подушку и спинку кресла. Совершив все необходимые регулировки, проверяем результат: если удается одновременно поднять и ноги, и руки, то все отлично!

Лайфхак. Поскольку при управлении машиной в разных дорожных условиях нагрузка на мышцы спины, рук и ног меняется, допускается отклонение от «золотого» положения в водительском сиденье. Например, когда вы едете по ухабам или скользкому покрытию, чуть-чуть разведите локти рук наружу и вверх – таким образом обеспечивается нормальная работа спинных мышц и легкость управления. Рекомендация особенно актуальна для обладателей переднеприводных моделей.

Если едете по городу, то сгибайте локти чуть больше. Как определить, насколько? Для этого выпрямите руку и положите ее на «баранку» таким образом, чтобы обод находился на уровне локтя. И помните: нога «висеть» над педалью сцепления долго не должна, после смены передачи сразу ее опускайте, иначе мышцы быстро устанут. Это правило действует и в отношении правой руки, которую сразу же после смены передачи следует возвращать на руль.

Сколько требуется времени на «автоматизацию» правильной посадки?

Психологи утверждают, что любому человеку на адаптацию к новым обстоятельствам требуется три недели или 21 день. Однако это средний показатель: у кого-то на выработку безусловной привычки правильно сидеть в кресле водителя уйдет 14 дней, у кого-то – 28. В любом случае уже через месяц вы сможете меньше напрягаться во время вождения, преодолевать без усталости большие дистанции, с высокой степенью вероятности четко реагировать на аварийные ситуации.

Ссылка на основную публикацию