Побег из шоушенка

15 интересных фактов о «Побеге из Шоушенка»

18.10.2019

Поделиться

Шон Хатчинсон для Mental Floss, 23 сентября 2015 года

Вы отлично знакомы с Рэдом и Энди, но знаете ли вы, что «Побег из Шоушенка» был, возможно, самым умным вложением 1 доллара для Фрэнка Дарабонта? Ниже 15 интересных фактов об этой номинированной на «Оскар» тюремной драме:

1. Фильм основан на повести Стивена Кинга

Повесть Стивена Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» была опубликована в 1982 году в сборнике «Четыре сезона». Две другие повести из сборника также были экранизированы: «Тело» (фильм «Останься со мной» 1986 года) и «Способный ученик» (одноименный фильм 1998 года).

2. Повесть связана с Львом Толстым

Повесть Кинга и девятистраничный рассказ Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет» объединяют несколько сюжетных ходов. Оба они повествуют о людях, отправленных в тюрьму за убийства, которые не совершали.

3. Дарабонт провернул отличную сделку при покупке прав на повесть Кинга

Сумма сделки составила 1 доллар.

4. Обратите внимание на название производственной компании, ответственной за создание фильма

Castle Rock Entertainment, производственная компания, выпустившая «Побег из Шоушенка», была основана режиссером «Останься со мной» Робом Райнером и названа в честь вымышленного городка в штате Мэн, в котором происходит действие множества книг Кинга. Когда Фрэнк Дарабонт предложил сценарий «Побега» Castle Rock, Райнер пытался перекупить его за $2,5 миллиона и снять фильм с Томом Крузом в роли Энди Дюфрейна и Харрисоном Фордом в роли Рэда.

5. Дарабонт написал сценарий за восемь недель

Он решил выбросить первую часть названия — «Рита Хейворт», — потому что ему начали присылать заявки множество актрис, полагая, что это будет байопик об иконе Голливуда. В процессе кастинга Дарабонту даже звонил агент, представляющий интересы одной супермодели; он клялся, что сценарий был лучшим из всего, что читала модель и что она идеально подходит на (несуществующую) роль Хейворт.

6. Вместо штата Мэн был Огайо

Действие фильма происходит в штате Мэн, но роль тюрьмы Шоушенк «сыграло» исправительное учреждение в Мэнсфилде, Огайо. Оно должно было пойти под снос, но процесс приостановили на время съемок. После завершения фильма почти весь комплекс был снесен, остались лишь тюремный корпус и главное административное здание, которые были сохранены для истории и туристов.

7. Морган Фримен бросал и ловил мяч в течение девяти часов

Сцена, где Энди впервые подходит к Рэду, чтобы попросить того достать молоток, снималась в течение девяти часов. Фримен, не жалуясь, весь день играл в мяч с другими «заключенными», а на следующий день появился на съемках с перевязанной рукой.

8. Стиль фильма вдохновлен «Славными парнями»

Дарабонт говорит, что его главным источником вдохновения были «Славные парни» Мартина Скорсезе, особенно в части использования закадрового повествования и монтажных приемов.

9. Фримен записал весь свой войсовер еще до начала съемок

Большая часть закадрового повествования очень четко синхронизирована с происходящим на экране (например, в сцене на крыше, когда заключенные пьют пиво), и это заслуга не только монтажера. Дарабонт во время съемок включал запись голоса Фримена, чтобы скоординировать действия актеров. Но качество записи оказалось слишком плохим, чтобы включить его в окончательную версию фильма, поэтому Фримену пришлось перезаписывать войсовер на стадии постпродакшна.

10. Снимать сцену, где Тим Роббинс стоит под дождем, было не так-то просто

Все дубли знаменитой сцены, в которой Тим Роббинс стоит под дождем с раскинутыми руками после того, как его герой Энди выбрался из канализационной трубы, были вне фокуса. Кроме одного, последнего, который и вошел в фильм.

11. Вклад реквизитора фильма в нарратив

Энди прятал молоток по камню в Библии сразу после первой страницы Книги Исход. Эту визуальную шутку придумал реквизитор фильма Том Шоу.

12. Камео рук и ног Дарабонта

Руки и ноги Энди на крупных планах принадлежат не сыгравшему его Тиму Роббинсу, а режиссеру Фрэнку Дарабонту.

13. В оригинале Рэд был совсем другим

В новелле Кинга Рэд описан как ирландец среднего возраста, но Дарабонт настоял на том, чтобы его сыграл Фримен из-за его глубокого и «божественного» голоса. От ирландского происхождения героя в фильме осталась только шутка.

14. На фото в тюремной карточке Рэда не Морган Фримен

Молодой человек на фото — его сын.

15. Дерево, где Рэд находит письмо Энди, находится не в Бакстоне, штат Мэн

Оно росло в парке Малабар Фарм в штате Огайо.

Побег из Шоушенка / The Shawshank Redemption
США. 1994

Режиссер: Фрэнк Дарабонт
В главных ролях: Тим Роббинс, Морган Фримен, Боб Гантон, Джеймс Уитмор, Уильям Сэдлер
Сценарий: Фрэнк Дарабонт по повести Стивена Кинга
Оператор: Роджер Дикинс
Хронометраж: 142 минуты
16+

Почему вот уже 25 лет «Побег из Шоушенка» считается лучшим фильмом в истории кино. Что в нем такого?

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Побег из Шоушенка» мог бы стать очередной проходной лентой. Собственно, все к этому и шло, учитывая низкие кассовые сборы в первые дни проката. Мало кто хотел смотреть в кинотеатре тяжелую драму про заключенных, да еще и с не слишком известными на тот момент актерами в главных ролях. Но, к счастью, удачно сработало сарафанное радио.

Люди начали рассказывать друг другу, что на самом деле это вовсе не депрессивная, а, напротив, воодушевляющая история о надежде и вере в лучшее. В итоге в 1995 году творение Фрэнка Дарабонта удостоилось 7 номинаций на премию «Оскар». Правда, ни одной статуэтки взять не удалось, но народную любовь завоевать точно получилось.

AdMe.ru постарался разобраться, в чем феномен картины о самом известном побеге в истории кинематографа и почему она даже спустя 25 лет после выхода возглавляет список 250 лучших художественных фильмов по версии IMDb.

1. Немногим известно настоящее название, которое косвенно указывает, кто главный герой истории

Оригинальное название повести Стивена Кинга, по которой был снят фильм, звучит как « Рита Хейворт и искупление Шоушенка». Локализаторы решили немного видоизменить его. В итоге книга тиражировалась как « Рита Хейворт и спасение из Шоушенка ». Когда пришло время ее экранизации, было решено оставить только вторую часть и немного преобразить ее, чтобы стало понятнее, о чем пойдет речь. Так появился « Побег из Шоушенка ».

Однако при этом потерялся истинный смысл картины. Ведь главная сюжетная линия — искупление. Но к чему или к кому оно относится в большей степени? Резонно было бы предположить, что к Энди, вокруг которого, казалось бы, и выстраивается история. Только вот у Энди не было причин для искупления. Он попал в заключение по ложному обвинению. Каким порядочным он пришел в тюрьму, таким же оттуда и вышел (читай: сбежал).

Чего не скажешь о Рэде. После совершенного им когда-то преступления он приходит к осознанию своей вины и готов жить дальше. Груз прошлого становится подспорьем для понимания содеянного и очищения. Его все зовут Рэд, что является сокращением от фамилии Рэддинг (Redding). Но также это имя можно трактовать как укороченную версию слова redemption («искупление»).

2. Энди становится тем, кем хочет быть каждый, но по каким-то причинам не может

Фильм условно можно разделить на две истории: об искуплении и надежде. Если первая и самая важная касается Рэда, то вторая относится преимущественно к Энди. С его приходом в тюрьме — месте, где уже давно все стали лишь существовать, — появляется жизнь. Заключение перестает быть пыткой.

Энди находит красоту в месте, где ее в принципе быть не может. Он постоянно повторяет о том, что во всем можно найти прекрасное, если посмотреть внимательнее. Да, иногда приходится тратить много усилий и выполнять тяжелую работу, но если это приведет к улучшению жизни, то оно того определенно стоит. Он старается показать другим заключенным, что для них еще не все потеряно и у них есть причины сохранять надежду.

Добрые дела, которые совершает Энди, для него важнее, чем то наказание, которое последует за это. За все свои вольности в виде включения музыки или выпивки на крыше во время работ он готов понести наказание. Потому что для него выбор между «занимайся жизнью или занимайся смертью» очевиден.

3. Одна из основных идей — установление безжалостных порядков

Темам надежды и искупления противопоставляется идея институционализации. Она воплощается в устройстве самой тюрьмы и в тех, кто ею заправляет, — работниках охраны и непосредственно самом начальнике, Сэмюэле Нортоне. Их главная цель — уничтожение личности, внедрение новых правил и идей, изменение внутренних ценностей человека.

Охрана и начальник — сдерживающие элементы, направляющие. От них зависит то, каким будет самоощущение заключенных. В их интересах сделать из людей обезличенных марионеток, которые смогут лишь существовать в обществе, но не жить. Нортон позиционирует себя как набожный человек, но он цитирует Библию, акцентируя внимание лишь на том, что может оправдать его поступки.

В заключении постепенно формируется зависимость от тюремных стен. Сначала их ненавидишь, потом привыкаешь, а после уже не можешь без них. Старика Брукса выпустили на свободу, когда он уже не мог жить в обществе, был непригоден для социальной жизни. Этого же ждали от Рэда. Поэтому на слушании ему постоянно задавали один и тот же вопрос: «Вы перевоспитались?» Тех, кто был пожизненно заключен, выпускают на свободу лишь тогда, когда они полностью институциализированы и обезличены.

4. Ненавязчивая философия

«Побег из Шоушенка» — один из немногих фильмов, при каждом просмотре которого эмоции только усиливаются. Его приятно пересматривать, даже невзирая на довольно большую продолжительность. Нельзя сказать, что это легкое кино для бездумного просмотра. В нем есть важные мысли, которые хочется пронести с собой через всю жизнь. Но в то же время они не отягощают, а просто делают существование чуточку лучше.

Фильм не впихивает философские изречения в зрительские умы, заставляя запоминать каждое слово, чтобы понять смысл. Он наглядно показывает, что может быть, если поступить так, а не иначе, показывает разные вариации событий. Например, как в освобождении из тюрьмы Рэда и Брукса. Казалось бы, их ждет один и тот же путь. Но один смог найти себя в новом для него мире, а другой сдался, даже не попробовав.

Сюжет пробуждает эмоции через парадоксы. Он переворачивает представление зрителей о мире, точно так же, как проделывает это с героями в заключении. Невиновный вынужден совершать преступления, чтобы сбежать. А виновный должен придерживаться правил, чтобы освободиться.

5. Детали и символы

Большое внимание при производстве фильма уделялось символике, особенно это касается операторских решений и отсылок к произведению Кинга:

  • Христианские мотивы. Помимо прямых цитат из Священного Писания можно увидеть и косвенные упоминания о нем. Например, Энди хранит молоток по камню, которым он рыл себе проход на волю, в Библии на страницах второй книги «Исход».
  • Дюфрейн представляется в образе пророка. Неправедный суд показан как заточение в тюрьме, вечные мучения — два пожизненных срока, воскрешение — освобождение и начало жизни под новым именем.
  • Круговые панорамы. Такой операторский прием показывает бессмертие сюжета, его извечную проблематику.
  • Плавные переходы и крупные планы. Лица сняты на уровне глаз, что дает полностью проникнуться тем, о чем говорит герой. Его переживания становятся близки зрителю. И в то же время в сцене, где Нортон находит тоннель, камера медленно отъезжает, показывая дистанцированность между представлениями об Энди и его реальными намерениями.
Читайте также:  Научитесь правильно сидеть

6. Режиссерское видение

Повесть Кинга совсем небольшая. Сделать из нее фильм длительностью 2,5 часа и не внести в него что-то от себя — задача нереальная. «Побег из Шоушенка» — удачный пример того, как режиссер (в данном случае Фрэнк Дарабонт) может украсить историю и сделать ее лучше.

  • Закадровый голос. Сценарные пособия гласят, что в хорошем кино о событиях не говорят, их показывают. Дарабонт же не хотел лишать фильм рассказчика и не прогадал. Тем более что голос Моргана Фримена считается одним из самых подходящих на эту роль и даже стал эталонным в этом амплуа.
  • Идея отмщения. Задумка режиссера отчасти состояла в том, чтобы показать, что любое действие имеет последствия. В конце прогнившая система заключения должна быть уничтожена. Для этого тюремщики в фильме показаны более жестокими и беспощадными, чтобы действия Энди, кража денег и уличение начальника в убийстве выглядели оправданными и понятными зрителю.
  • Один персонаж против троих. В книге тюремных директоров было три. Они менялись на протяжении всего времени, пока Дюфрейн находился в заточении. В фильме на смену им пришел один колоритный начальник Сэмюэл Нортон, который воплотил в себе все худшие черты.
  • Брукс стал одним из значимых героев. Если Кинг лишь вскользь упомянул Брукса, то Дарабонт сделал на нем акцент. Именно на примере этого тюремного библиотекаря показана вся суть системы заключения — нам демонстрируется, почему даже при, казалось бы, вполне реальной возможности освободиться свободным человеком все равно не станешь.
  • Альтернативный финал. По представлениям режиссера, в конце Рэд должен был сесть в автобус и уехать по направлению, где находился Энди. Такое окончание истории, с одной стороны, оптимистично, а с другой — остается открытым. Но право финального монтажа распространялось только на первые два часа фильма. В итоге решение о концовке принимал продюсер, который счел, что встреча героев будет более уместной.

Чем вас привлек фильм «Побег из Шоушенка»? Может, вы бы назвали другую картину лучшей в истории кино?

Рождение легенды. Как создавался «Побег из Шоушенка»

«Человек должен надеяться и верить, что все может измениться. Не ситуация владеет человеком, а наоборот — человек владеет ситуацией, — так описывал свой фильм режиссер Фрэнк Дарабонт в интервью, записанном для небольшого ролика о съемках „Побега из Шоушенка“. — Этот фильм об отчаянной попытке Энди Дюфрейна сохранить себя. О его достоинстве и силе духа. И о том, как это влияет на людей, окружающих его». Вместе с HONOR рассказываем о том, как был создан самый хитовый фильм всех времен.

А пока вы не убежали далеко по тексту, напомним о конкурсе «Повтори кинолегенду». Нужно снять ремейк знаменитой сцены любого легендарного фильма: вдохновение можно поискать и в «Побеге из Шоушенка». Стоит не забыть поставить хэштег #повторикинолегенду и опубликовать видео в Instagram или прислать по адресу lk@onliner.by. Участники получат шанс выиграть 2000 рублей от HONOR! Хронометраж видео — от 30 секунд до 1 минуты. Правила участия — по ссылке.

«Побег из Шоушенка» — это киноадаптация повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» о банкире, который был обвинен в двойном убийстве и приговорен к двум пожизненным срокам. И пускай в русскоязычном прокате он содержит в названии слово «побег», но на самом деле рассказывает отнюдь не о побеге из тюрьмы, а об отношениях между героями Моргана Фримена (Рэд) и Тима Роббинса (Энди Дюфрейн). Первый провел в тюрьме большую часть своей жизни, второму только предстоит привыкнуть к новой жизни по строгому расписанию изо дня в день, из года в год.

Вокруг локализации названия фильма The Shawshank Redemption ходило и ходит много споров. Во многих англо-российских словарях первым значением для слова «redemption» идет «искупление», которое куда лучше подходит для разворачивающегося в фильме действа. Тогда как для понятия «побег из тюрьмы» в английском обычно используют «jailbreak», «prison break» или «escaping from prison».

Эта история не столько о тюрьме, сколько о людях, лишенных свободы. И о том, как важно уметь сохранять способность улыбаться и надеяться даже в безвыходной ситуации, — говорили в интервью создатели фильма со съемочной площадки.

Картина годами держится на первом месте в рейтингах киноагрегаторов, любима зрителем и не раз признавалась критиками в различных рейтингах как лучший фильм современности. Но 25 лет назад в кинотеатрах доминировали боевики с Арнольдом Шварценеггером и Брюсом Уиллисом. Рецензии на фильм были в большинстве своем положительными. Однако это не спасло фильм от кассового провала. В премьерные выходные он не заработал и $1 млн при бюджете в $25 млн.

Сценарий

Чтобы сделать великий фильм, вам нужны три вещи — сценарий, сценарий и сценарий, — говорил прославленный режиссер Альфред Хичкок.

Режиссеру Фрэнку Дарабонту в будущем предстояло поставить «Зеленую милю», «Мглу» и «Ходячих мертвецов», но до 1994 года он был малоизвестным подающим надежды кинематографистом, который был влюблен в творчество Стивена Кинга. В 1983 году он заплатил писателю доллар за право экранизировать рассказ «Женщина в комнате». Вышла одна из немногих любительских короткометражек, которая понравилась самому Кингу.

Но по-настоящему Дарабонт любил кинговскую тюремную повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Правда, для ее экранизации у начинающего режиссера послужной список был недостаточно впечатляющим. Поработав в конце 80-х над сценариями фильмов «Кошмар на улице Вязов 3», «Капля», «Муха 2», Фрэнк сел в режиссерское кресло телефильма «Заживо погребенный» (1990).

Последующие годы он посвятил адаптации 96-страничной повести «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» под киносценарий. Оригинал был ни чем иным как набором воспоминаний заключенного Рэда про Энди, который преобразил тюремный быт. Даже Стивену Кингу было сложно представить, как из этого можно сделать фильм.

Чтобы максимально почтительно обойтись с исходным материалом, Дарабонт привел отдельные диалоги дословно и сохранил повествовательный стиль в фильме: рассказ как бы идет от лица Рэда. А вот личной доработкой режиссера стала более обостренная тематика насилия в тюрьме.

Была переработана и история тюремного библиотекаря Брукса. В повести Кинга он просто умирает в доме престарелых, тогда как Дарабонт сделал его судьбу куда трагичнее, сконцентрировавшись на невозможности бывшего заключенного адаптироваться к изменившемуся миру. Брукс провел в тюрьме 50 лет и попросту не может жить за ее стенами, кончая жизнь самоубийством.

Куда трагичнее в фильме оказывается и судьба Томми Уильямса — молодого вора, которому Энди помогает получить образование. Томми рассказывает Энди о бывшем сокамернике: он бахвалился двойным убийством, за которое по итогу был посажен Энди. И если по замыслу Кинга Томми продает свое молчание начальнику тюрьмы за перевод в более мягкие условия, то в фильме Дарабонта Томми расстреливают якобы при попытке бегства. Настолько сильно начальник тюрьмы не хотел отпускать Энди, который замешан в его махинациях.

Эти и другие доработки оригинальной повести во многом способствовали тому, что «Побег из Шоушенка» обрел свой драматизм и способен вышибить слезу даже из самого мужественного зрителя.

Но пока это был всего лишь сценарий, доработанный Фрэнком. Фильмы на тюремную тематику никогда особо не считались в Голливуде прибыльными, но Фрэнку повезло, что его рукопись попала на стол продюсера кинокомпании Castle Rock Entertainment, которая увлекалась тюремным чтивом. Ее эмоциональный отклик на сценарий был столь сильным, что продюсер поставила ультиматум перед боссами: либо снимаем, либо увольняюсь.

Но на крайние меры идти не пришлось: директору компании Робу Райнеру понравилось, и он, по слухам, сделал предложение Фрэнку, от которого нельзя было отказаться: $3 млн. Правда, он мог получить еще больше, если бы отказался от режиссерского кресла в пользу самого Роба Райнера. Тот также любил повести Кинга и снял по ним «Мизери» (1990) и «Останься со мной» (1986). В роли Энди Дюфрейна Райнер видел Тома Круза.

Вы можете уступать свою мечту в обмен на деньги и умереть, так и не сделав того, что хотели, — с таким философским подходом к творчеству Дарабонт настоял на том, чтобы лично снимать «Побег из Шоушенка» по своему сценарию.

Кастинг

В повести Кинга повествование ведется от лица ирландца Рэда. И Дарабонт в первую очередь рассматривал на эту роль Джина Хэкмена и Роберта Дюваля. Но по разным причинам они оказались заняты. А потому один из продюсеров попросту проигнорировал расовые условия кастинга и предложил на роль Рэда Моргана Фримена.

Сценарий «Побега из Шоушенка» был просто восхитительным. Так что я позвонил своему агенту и сказал: не важно, в какой роли, но я хочу быть там, — делился своими впечатлениями Морган Фримен.

А вот с ролью Энди Дюфрейна было куда сложнее. В качестве кандидатов на нее рассматривали Тома Хэнкса и Кевина Костнера. Но оба отказались. Тому Крузу сценарий понравился, но он не хотел работать под началом совсем зеленого режиссера, которому к тому моменту было чуть за 30 лет. Круз поставил условие: Райнер должен был присутствовать на площадке и приглядывать за съемками. Но Райнер в молодого режиссера верил и не хотел вмешиваться в его видение процесса съемок. А потому Тома Круза мы так в фильме и не увидели.

По совету Фримена режиссер обратил внимание на Тима Роббинса. К началу 90-х он мог похвастаться разве что незаметными ролями в комедиях, сериалах и фильме «Топ ган». В 1992 году он снялся в «Игроке», где его заметило жюри премии BAFTA.

В «Побеге из Шоушенка» в роли расстрелянного Томми мог сыграть и Брэд Питт, но к моменту съемок он уже обрел статус секс-символа и второстепенные роли практически не рассматривал.

Место съемок

Постановщики три месяца ездили по разным тюрьмам в Канаде и США, пока не нашли свою жемчужину — величественное и готическое место, которое передает мрачную атмосферу тюрьмы. Им стала Мэнсфилдская тюрьма в штате Огайо.

Читайте также:  Сонливость раздражительность усталость

Это было довольно кинематографичное место, которое фигурировало в фильмах и клипах задолго до съемок «Побега из Шоушенка». Так, из этой тюрьмы сбегали главные герои фильма «Танго и Кэш».

Строили тюрьму в конце 19-го и начале 20-го века, а «постояльцев» она принимала вплоть до 1990 года, когда наконец была закрыта. Тем не менее, тюрьма остается и по сей день функционирующим объектом, пускай и в качестве достопримечательности. Там регулярно проводятся экскурсионные туры «История встречается с Голливудом», во время которых рассказывают и о настоящей, и о киношной судьбе тюрьмы.

Правда, в «Побеге из Шоушенка» тюрьма использовалась для натурных съемок, а вот сцены внутри тюрьмы воссоздавались в павильонах. Уж слишком плачевным было состояние тюрьмы в 1994 году: на восстановление ее внутреннего убранства ушло бы достаточно много денег. Не зря же четырьмя годами ранее ее закрывали по судебному решению, в котором были цитаты о бесчеловечных условиях содержания преступников.

Съемки

Фильм рождался в напряженной работе, и график у съемочной группы был жестким. Рабочий день длился 15—18 часов, а из выходных было только воскресенье. И так на протяжении трех месяцев в окрестностях Мэнсфилда, где дополнительно были возведены декорации для съемок в камерах.

В качестве консультантов на съемочную площадку приглашали бывших «сидельцев», которые делились своими историями. На фоне мрачного места съемок это был довольно атмосферный опыт.

Морган Фримен вспоминал, что для сцены ремонта на крыше тюремной фабрики актерам приходилось реально работать. Так как для разных ракурсов, установок камеры и света сцену переснимали снова и снова. И чтобы смола в кадре не застывала и смотрелась по-настоящему, актеры регулярно ее прогревали и размазывали по крыше.

А потому неудивительно, что к концу сцены, когда все удачные дубли были сняты, актеры наконец смогли присесть и действительно с удовольствием выпить пива.

В такой напряженной обстановке не могло обойтись без конфликтов. Они периодически возникали между Фрименом и Дарабонтом, когда последний просил снова и снова повторить сцену, в чем актер не видел никакой необходимости.

Поверьте, у вас тоже сдали бы нервы, если бы режиссер на протяжении девяти часов заставлял вас прогонять одну и ту же сцену. Например, именно столько по времени на съемочной площадке заняла встреча Рэда и Энди, во время которой тот заказал у него контрабандный молоток для камней.

Такая педантичность Дарабонта объяснялась просто: каждый художественный компромисс он ощущал как неудачный съемочный день. И только сев за монтажный стол, он смог избавиться от этого самоедства.

По задумке режиссера последним кадром фильма должен был стать удаляющийся в сторону Мексики автобус с Рэдом на борту. Но продюсеры настаивали на более сентиментальной концовке: Рэд и Энди должны были встретиться на пляже. Сцену отсняли, но включать ли ее в окончательный вариант фильма, решал уже сам режиссер. Он решил подсластить концовку после прогона на тестовой аудитории. Зрители называли эту сцену своей любимой.

Премьера

В сентябре 1994 года на премьеру «Побега из Шоушенка» пришло крайне мало зрителей. Продюсеры винили в этом плохие рецензии в газетах, Морган Фримен видел проблему в названии: «Никто не может произнести: „Побег из Шоушенка“», — актер считал, что название с трудом откладывалось в голове и люди попросту не могли толком посоветовать своим друзьям эту картину.

В какой-то мере на задворки внимания зрителей картина была задвинута двумя другими громкими релизами 1994 года — «Форрест Гамп» вышел на пару месяцев раньше, а «Криминальное чтиво» — меньше чем через месяц после «Побега из Шоушенка».

Однако благодаря вниманию критиков и номинациям на важные кинопремии фильм по итогу заметила массовая аудитория. Уже в следующем году состоялся релиз на кассетах, и «Побег из Шоушенка» возглавил рейтинги домашнего проката.

Спецпроект подготовлен при поддержке иностранного унитарного предприятия «Вондел Медиа», УНН 191112533.

Побег из Шоушенка

Как фильм по рассказу Стивена Кинга получил культовый статус

24 октября в российский прокат вышел фильм “Побег из Шоушенка” (The Shawshank Redemption), снятый по рассказу Стивена Кинга “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка” (Rita Hayworth and Shawshank Redemption). Картина Фрэнк Дарабонта впервые увидела свет в 1994 году и заслужила в некотором роде культовый статус. Она держится на вершине рейтинга самых высокооцененных фильмов сайта IMDb и многих других. Для зрителей это будет первый и, возможно, единственный шанс увидеть ленту на большом экране.

“Побег из Шоушенка” рассказывает историю скромного бухгалтера Энди Дюфрейна, несправедливо осужденного за убийство жены и ее любовника. Мужчина оказывается в тюрьме, где ему предстоит научиться выживать среди жестоких преступников и не менее порочных смотрителей. Исправительное учреждение, в которое попадает герой, существует на самом деле, и Стивен Кинг выбрал его не случайно. Печально известная Мэнсфилдская тюрьма — реальный прототип “Шоушенка”. Накануне выхода фильма в прокат мы вспоминаем, чем она знаменита и почему самые ужасные преступники боялись оказаться в ее стенах.

Здание Мэнсфилдской тюрьмы, выдержанное в романской замковой архитектуре, было построено в период с 1886 по 1910 год. Стройкой руководил архитектор Леви Скофилд. Его большой страстью было проектирование административных зданий в стиле дворцов и замков.

Тюрьма работала вплоть до 1990 года. За 12 лет до официального закрытия уполномоченный по правам человека от штата Огайо подал иск в суд, в котором сообщалось, что 2200 заключённых в Мэнсфилде содержатся в нечеловеческих условиях, а на территории свирепствуют эпидемии целого ряда опасных болезней. За годы функционирования тюрьмы там побывали около 155 тысяч человек, около двухсот умерли или погибли по различным причинам.

А вот сбежать удалось немногим. В июле 1948 года побег двух заключённых, Роберта Дэниэлса и Джона Уэста, обернулся трагедией. Оказавшись за стенами тюрьмы преступники добрались до дома одного из надзирателей и жестоко убили его семью. Через два дня их поймали и казнили на электрическом стуле.

Другая история с побегом стала, фактически, прообразом повести, которую написал Кинг. В июле 1957 года двадцатиоднолетний американец Фрэнк Фрешуотерс ехал по ночной дороге и сбил Юджина Флинта, который неожиданно появился на трассе из-за стоявшего на обочине грузовика. Мужчина погиб на месте, у него остались жена и дети. Фрэнк получил пять лет условно за убийство по неосторожности, однако неоднократно нарушал условия судебного решения и не отмечался в участке. Его отправили в тюрьму Мэнсфилд, где должен был провести следующие 20 лет среди маньяков, насильников и грабителей. В конце сентября 1959 года он сбежал. Его задержали 16 лет спустя в Западной Виргинии, когда в полицию на него пожаловалась его сожительница. Дальше случилось необычное – за него вступился тогдашний губернатор штата Арчи Мур.

Цель нашей исправительной системы — реабилитация преступника и защита общества. Я считаю, что за прошедшие 16 лет мистер Фрешуотерс доказал, что он полезный и ответственный гражданин, и никак не угрожает обществу.

Мужчину отпустили, но в мае 2015 года снова арестовали во Флориде, но уже весной 2016 года вышел по УДО. Удивительно, смешно и грустно, но ни одна тюрьма США не смогла надолго удержать в своих стенах этого человека. Даже печально известная исправительная колония Мэнсфилд.

История самого произведения не менее интересна, чем место действия. Впервые повесть «Рита Хэйуорт и побег из Шоушенка» была опубликована в 1982 году в составе сборника Стивена Кинга «Четыре сезона». Двумя годами ранее – в 1980 – двадцатилетний юноша из семьи венгерских эмигрантов убедил Стивена Кинга продать ему права на экранизацию на некоммерческую короткометражную экранизацию рассказа «Женщина в комнате». Смельчака звали Фрэнк Дарабонт. Он вложил семь тысяч долларов из личных средств, чтобы снять картину. Она попала в десятку лучших на «Оскар», Стивен Кинг был впечатлён.

Несколько лет спустя за символическую сумму в пять тысяч долларов Стивен продал Дарабонту права на экранизацию повести «Рита Хэйуорт и побег из Шоушенка». Кто-то разнёс слух что готовится фильм-биография Хэйуорт, и режиссёр получил сотни писем от желающих попробоваться на роль известной голливудской актрисы и для успокоения этого безумия название сократили до простого «Побег из Шоушенка».

Первоисточник очень понравился как зрителям, так и книжным экспертам – скорее всего потому, что это был нетипичный Стивен Кинг. В нем не было ни грамма мистики и фантастики, зато сполна раскрывалась человеческая природа, страхи и надежды. В своем трактате о писательском мастерстве “Как писать книги” Стивен Кинг поделился историей. Однажды к нему в супермаркете подошла женщина, чтобы выразить недовольство его книгами.

Я знаю вас. Вы — Стивен Кинг. Вы пишете эти жуткие истории, которые может и по душе некоторым, но я не понимаю, что там может нравиться. Мне больше нравятся вдохновляющие истории, вроде “Побега из Шоушенка”. Я говорю ей: “Это тоже я написал”, а она отвечает, “Нет, не вы”.

Несмотря на популярность, бюджет картина получила сравнительно скромный, всего 25 миллионов. Зато от желающих сниматься не было отбоя. Наиболее известным из приглашённых звёзд стал Морган Фримен. Он сыграл заключённого по имени Ред. В книге Ред описан как стареющий рыжий ирландец, но к счастью Дарабонту хватило мужества забыть об этих условностях. Кроме того, Фримен выступил в качестве чтеца закадрового текста. Впоследствии актёр признавался, что считает эту работу лучшей в своей карьере.

На главную роль пригласили достаточно известного, но не слишком популярного Тима Роббинса.

Важным вопросом оставался не только актерский состав, но и локация для съёмок: строить декорации с нуля было слишком дорого, а найти подходящую заброшенную тюрьму не так уж просто. Выбор пал на тюрьмы Мэнсфилд, закрытую в 1990 году. Первоначально массивную постройку планировали снести, но позднее устрашающий готический замковый стиль сделал своё дело – здание признали памятником архитектуры. Тюрьма была в плачевном состоянии и декорации все же пришлось достраивать вручную: ржавые узкие камеры не подходили для съемок.

Фильм вышел в прокат 23 сентября 1994 года и с треском провалился: при бюджете в 25 миллионов картина собрала всего 16 миллионов, половина из которых ушла кинотеатрам. Киностудия Castle Rock, выделившая деньги на съёмки, не смогла отбить даже треть вложенных средств.

Дальше случилось удивительное. Кинокритики все как один хвалили фильм и в наградном сезоне картина получила семь номинаций на «Оскар»: Лучший фильм, Лучшая мужская роль (Морган Фриман), Лучший адаптированный сценарий, Лучшая работа оператора, Лучший звук, Лучший монтаж, Лучший оригинальный саундтрек. В итоге фильм не завоевал ни одной статуэтки, но получил дополнительный прокат, по итогам которого заработал ещё несколько миллионов и запустил сарафанное радио. Некоторое время спустя «Побег из Шоушенка» стал самой популярной видеокассетой американского видеопроката и получил народную любовь.

Читайте также:  Специи которые ускоряют метаболизм

Позднее Стивен Кинг прислал Фрэнку Дарабонту чек на пять тысяч долларов — тот самый, которым режиссер расплачивался за права на экранизацию. К чеку прилагалась записка, в которой писатель шутил:

Если вдруг понадобятся деньги на залог, чтобы выйти из тюрьмы, то вот они.

С тех пор прошло много лет, и за Фрэнком Дарабонтом закрепился статус режиссера, который снимает лучшие экранизации произведений Стивена Кинга. Именно под его руководством были сняты потрясающие “Зеленая миля” (The Green Mile) и “Мгла” (Mist).

Время шло – возможно, единственно невосполнимая, единственно ценная вещь в этом мире.

С момента выхода фильма прошло 25 лет и “Побег из Шоушенка” остается одним из самых высокооцененных в истории кино. Сейчас у нас появилась возможность увидеть ленту в ее первозданном виде — на экранах кинотеатра. Не упустите этот шанс.

Побег из Шоушенка

«Я понятия не имею, о чём пели те две итальянки в тот день — по правде, я и не хотел знать. Некоторые вещи лучше не знать. Хотелось думать, что они пели о чём-то настолько прекрасном, что это нельзя выразить словами и что заставляет чаще биться сердце. Эти голоса были чище и светлее тех, о которых мечтали в этом сером, убогом месте. Как будто две птички влетели и своими голосами развеяли стены наших клеток, и на короткий миг каждый человек в Шоушенке почувствовал себя свободным.»
— Ред
Побег из Шоушенка

Общая информация
Жанр
  • Драма
  • Криминал
Страна производстваСША
КиностудияCastle Rock Entertainment
РежиссёрФрэнк Дарабонт
Автор сценария
  • Фрэнк Дарабонт
  • Стивен Кинг (повесть)
Когда вышел23 сентября 1994 г.
Продолжительность142 минуты
В главных ролях:
Тим РоббинсЭнди Дюфрейн
Морган ФриманЭллис Бойд «Ред» Рэддинг
Боб ГантонСамюэль Нортон
Уильям СэдлерХейвуд
Клэнси БраунБайрон Хадли
Джил БеллоузТомми Уильямс

«Побег из Шоушенка» (англ. The Shawshank Redemption, слово redemption переводится как «освобождение», «искупление») — тюремная драма, экранизация (1994) повести Стивена Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка». Фильм посвящен истории банкира Энди Дюфрейна, приговоренного за убийство жены и ее любовника отбывать наказание в государственной тюрьме Шоушенк в штате Мэн.

Несмотря на небольшие кассовые сборы и то, что поначалу фильм был почти не замечен публикой, за 15 лет после выпуска он завоевал любовь зрителей. В рейтинге ста лучших фильмов Американского института киноискусства «Побег из Шоушенка» обошел также вышедших в 1994 году «Форреста Гампа» и «Криминальное чтиво». Кроме того, фильм находится на первом месте 250 лучших фильмов по версии сайта IMDB (рейтинг формируется с помощью голосования посетителей).

Сюжет [ править ]

В 1947 году банкир Энди Дюфрейн на основе убедительных косвенных доказательств был приговорен к двум пожизненным срокам за убийство жены и ее любовника. Он оказывается в исправительном заведении Шоушенк, управляемом начальником тюрьмы Самюэлем Нортоном. Энди удается подружиться с другим заключённым, чернокожим Редом, также отбывающим пожизненный срок. Ред много лет провел в тюрьме и занимается контрабандой (за исключением оружия и наркотиков). Через него Энди добывает геологический молоток, с помощью которого делает каменные шахматы. Позже Ред передает ему большой постер Риты Хэйворт, а затем постеры с Мэрилин Монро и Ракель Уэлч.

Однажды Дюфрейн слышит, как начальник охраны Байрон Хадли жалуется коллегам на налоги, которые ему придется заплатить с наследства. Энди объясняет ему, как можно обойти поборы с помощью дыры в законодательстве. Вскоре о бухгалтерских талантах Энди узнают охранники не только Шоушенка, но и в соседних тюрьмах, откуда они приезжают к нему консультироваться по налоговым вопросам. Энди переводят на должность помощника престарелого библиотекаря Брукса Хатлена, чтобы он мог полностью посвятить себя финансовой работе.

В то же время Энди испытывает сексуальные домогательства со стороны банды «Сестры». В благодарность за услуги Дюфрейна начальник охраны Хадли так избивает лидера банды Богса, что тот оказывается парализованным, а остальные члены банды перестают преследовать Энди. Дюфрейн использует свои хорошие отношения с тюремщиками, чтобы расширить библиотеку. Однажды ему достается пластинка с оперой «Женитьба Фигаро», и ему удается проиграть отрывок из нее по тюремному радио, за что он попадает в карцер.

Начальник тюрьмы Нортон придумывает схему с использованием заключенных на общественных работах. За возможность использовать дешёвый труд узников вместо квалифицированных рабочих он получает откаты. В обмен на работу в библиотеке и личную камеру Энди помогает Нортону отмывать деньги под видом вымышленного Рэндала Стивенса. Библиотекарь Брукс добился досрочного освобождения, но оказался неспособен жить вне тюрьмы и повесился. Энди посвящает ему тюремную библиотеку.

В 1965 году в тюрьму прибывает молодой грабитель Томми Уильямс. Ему удается подружиться с Редом и Энди, который помогает Томми получить аттестат зрелости. Узнав о деле Энди, Томми вспоминает о своем сокамернике, Элмо Блатче, который рассказывал ему о том, что совершил то самое преступление, за которое был осуждён Энди. С помощью Томми Дюфрейн мог бы доказать свою невиновность, но начальник тюрьмы Нортон отказывается помогать ему, опасаясь, что на свободе Энди разоблачит его махинации, и не желая терять бесплатного финансиста. После ожесточенного спора Нортон отправляет Энди в одиночку и приказывает начальнику охраны Хадли убить Томми «при попытке к бегству».

Энди возвращается в свою обычную камеру и рассказывает Реду о своей мечте — жить в Сихуатанехо, мексиканском городе на берегу Тихого океана. Он предупреждает Реда, чтобы тот после освобождения обязательно посетил сенокос рядом с Бакстоном, штат Мэн, где он оставит коробку с посланием. На следующий день во время утренней проверки камера Энди оказывается пустой. Прибывший на место происшествия злой начальник тюрьмы бросает один из камней Дюфрейна в постер Ракель Уэлч, который камень пробивает насквозь. За ним оказывается туннель, который Энди рыл 20 лет своей жизни в тюрьме. В ночь перед побегом узник подменил w:гроссбух Нортона тюремной Библией, прихватил свои шахматы и форму одного из охранников. Затем он через туннель пробрался в канализацию, через которую сбежал во время грозы.

После побега Дюфрейн снял со счетов большую часть «откатных» денег Нортона и отправил свидетельства его коррупции в местную газету. Прибывшей в тюрьму полиции удалось арестовать только начальника охраны, потому что Нортон совершил самоубийство.

Отбыв 40 лет, Ред досрочно вышел из тюрьмы, поселился в квартире, где когда-то повесился библиотекарь Брукс, и стал работать в том же продуктовом магазине. Последовав совету Энди, Ред посещает Бакстон, где находит коробку с деньгами и записку с напоминанием о Сихуатанехо. Нарушив условия освобождения, Ред отправляется в Мексику, где встречает своего друга.

Повесть «Побег из Шоушенка»

Повесть «Побег из Шоушенка» (Rita Hayworth and Shawshank Redemption) Стивена Кинга яркое подтверждение тому, что писатель, будучи Мастером Ужасов, умеет создавать не только книги жанра хоррор, но и произведения мелодраматического характера.

Как ни странно, но в этой книге нет ни намека на ужасы или мистику, которые вызывают в теле дрожь, а сердце заставляют биться быстрее. Первоначально данная повесть была издана в авторском сборнике «Четыре сезона» в 1982 году.

Кстати, полное название книги – «Ри́та Хе́йуорт и спасе́ние из Шоуше́нка»

Сюжет культовой книги «Побег из Шоушенка»

Что качается сюжета книги, то действие разворачивается в тюрьме Шоушенк – самой ужасной тюрьме Новой Англии. Туда попадает вице-президент банка Энди Дюфрейн, который был приговорен к пожизненному заключению за убийство, которого он не совершал. Ему придется пройти через весь тот ад, которым пропитан каждый уголок этого места лишения свободы. Одолеть все эти испытания ему помогает Эллис Бойд Реддисон по прозвищу Ред, от лица которого ведется этот рассказ. Помогла ему в этом и американская танцовщица и актриса Рита Хейуорт, поэтому полное название книги – «Рита Хейуорт или Побег из Шоушенка».

Великолепная и захватывающая история побега из тюрьмы Шоушенк не оставит равнодушным никого. Согласитесь, что пожизненное заключение в месте, где выжить практически невозможно – это самое суровое наказание. Особенно, если тебе еще нет тридцати лет и ты полон планов и амбиций. Из тюрьмы Шоушенк еще никто никогда не убегал, но возможно ли совершить побег? И только большая жажда свободы придает силы и выносливость тем, кто решился на этот отчаянный шаг.

По словам Стивена Кинга: произведение «Побег из Шоушенка» стало кульминацией всех его впечатлений, которые он накопил за просмотром всех тюремных фильмов. И нужно отдать писателю должное: он замечательно справился с этой задачей. Этот роман Стивена Кинга как нельзя лучше показывает все «прелести» тюремной жизни, открывает простым людям новый взгляд на обычные вещи. Благодаря этой книге начинаешь ценить свободу, которая тебе дарована судьбой. Не каждый может сохранить человечность и здравый смысл, находясь в заключении, особенно если знаешь, что каждый день может стать для тебя последним. Энди Дюфрейн смог сохранить человеческий облик и это помогло ему выжить в этом аду.

«Побег из Шоушенка» – одна из лучших книг, написанная не в жанре хоррор, в котором Стивен Кинг успел полюбиться читателям. Как оказалось Мастер Ужасов – многогранная личность и ему замечательно удалось передать атмосферу, царящую в тюрьме, где у заключенных нет шанса быть помилованными. Во время ознакомления с книгой создается впечатление, что писатель сам побывал в местах не столь отдаленных, так замечательно описана каждая деталь тюрьмы. Написано само произведение легким языком, поэтому читается повесть без труда, что еще больше привлекает поклонников творчества Стивена Кинга.

Фильм «Побег из Шоушенка»

По роману «Побег из Шоушенка» в 1994 году американский режиссёр Фрэнк Дарабонт снял потрясающий фильм, который стал культовым. Не зря он занимает первое место среди 250 лучших кинофильмов по версии IMDB от 4 декабря 2011 года и занимает лидерство в списке «250 лучших фильмов по версии зрителей онлайн кинотеатра КиноПоиск». Сам я не раз пересматривал этот фильм и считаю «Побег из Шоушенка» настоящим шедевром кинематографа, хотя со времен его первого выхода на экран прошло немало лет.

Кстати Стивен Кинг продал права на экранизацию своей повести Фрэнку Дарабонту всего за 1 доллар, в связи с их крепкой и долгой дружбой.

Фрэнк смог создать киноленту, которая получила множество наград и была номинирована на различные премии, среди которых всеми вожделенный «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Сегодня экранизация повести «Побег из Шоушенка» занимает лидерские позиции в списках лучших кинолент всех времен. Даже сам Стивен Кинг лестно отзывался об этом фильме. Он удачно подметил, что Фрэнку Дарабонту удалось наиболее точно экранизировать книгу о мрачных буднях заключенных. И это подтверждают все поклонники творчества мистера Кинга.

Ссылка на основную публикацию